Бизнес QR-коды в Кузбассе Возвращение ограничений «Хотелось бы видеть больше логики»: интервью с ресторатором о введении QR-кодов в Кузбассе

«Хотелось бы видеть больше логики»: интервью с ресторатором о введении QR-кодов в Кузбассе

Мы узнали у Ивана Печерского насколько сильные убытки потерпели кафе и рестораны за первые дни

В заведениях Ивана Печерского вакцинированы 90% сотрудников. Но это не помогло бизнесу, когда ввели QR-коды

С 15 ноября в Кузбассе ввели систему QR-кодов. Их нужно предъявлять в общественных местах: кафе и ресторанах, кинотеатрах, фитнес-залах, театрах, библиотеках, салонах красоты, ТРЦ и других местах. Такое ограничение не понравилось многим жителям региона: в соцсетях губернатора кузбассовцы уже две недели оставляют гневные комментарии с требованием отменить QR-коды. А соответствующую петицию подписали уже больше 24 тысяч человек.

Новые ограничения должны помочь увеличить темпы вакцинации, считают власти. Но пока накладывают определенные трудности на бизнес. Как QR-коды уже повлияли на общепит, с нами поделился ресторатор, сопредседатель «Гильдии гостеприимства Кузбасса» Иван Печерский.

24 ноября прошло бюджетное послание губернатора Кемеровской области. Сергей Цивилев во время своей речи уделил внимание малому и среднему бизнесу. Губернатор отметил, что власти рассчитывают создать новую экономику, где ключевую роль будут играть малый и средний бизнес.

Но пока, как объясняет Иван Печерский, из-за ограничений малый и средний бизнес только страдает. Во многом это связано с тем, что предприниматели не успели подготовиться, в том числе к введению QR-кодов.

— Нас не предупреждали, что такая мера [введение QR-кодов] рассматривается, это самая большая неожиданность для нас. И в этом беда, конечно, самая главная, что нас этим, как и всех, огорошили. Весь прошлый год, когда были ограничения, мы плотно работали с администрацией и правительством Кузбасса. А в этот раз случился какой-то прострел в коммуникациях, такое резкое решение. Даже если какое-то решение пришло внезапно, кто мешал собрать нас полгода назад, когда в Москве вводили [QR-коды], и сказать: «Ребят, давайте просто обсудим, вот если вдруг до этого дойдет, как будем действовать? Какую механику разработать?» Ни для кого не было бы сюрпризом, все бы понимали, — говорит Иван Печерский.

Спикер напоминает, что по федеральному законодательству хостес и другие сотрудники не имеют право проверять паспортные данные. Хотя в распоряжении губернатора Кузбасса указано, что вместе с QR-кодом нужно предъявлять «документ, удостоверяющий личность». Ранее NGS42 уточнял, какие это могут быть документы, на что нам в пресс-службе АПК однозначно ответили — паспорт.

— Конечно, это огромный негатив. Когда документы спрашивают на паспортном контроле в аэропорту, например, или полицейские — это нормально. Но когда молодая девочка-хостес — это, естественно, вызывает возмущения. Люди очень взвинчены, многие считают, что если мы спрашиваем QR-код, то мы поддерживаем эти ограничения, — отмечает ресторатор.

Спустя неделю после введения ограничений власти всё же рассказали, какое наказание грозит за нахождение в общественном месте без QR-кодов. По словам Ивана Печерского, бизнес о штрафах узнал чуть раньше журналистов. Но тоже по запросу.

— Была инструкция, которую тоже сбросили по запросу, от нашего Минцифры. Можем себе представить, как люди в Минцифры далеки от реальности. Там написано, что на входе в каждое заведение нужно организовать пункт проверки. Какой пункт проверки у входа в заведение? Где взять этих людей? Опять-таки там не только QR-код, но еще и ПЦР и справка-медотвод. Можно представить себе квалификацию официанта, хостес или гардеробщика. У этих сотрудников совсем другие задачи. Справку-медотвод видели эту? Что там человек без квалификации может понять? Тем не менее в инструкции это было. Информация вся разрозненная, что добавляет каламбура в это всё, потому что приходится где-то додумывать самим, — делится бизнесмен.

К тому же до сих пор неясно, кто и как должен проверять соблюдение ограничений.

По словам ресторатора, новогодние корпоративы для многих остаются под вопросом

Иван Печерский добавляет: в первые же дни введения QR-кодов начались конфликты. Драк не было, но нервы сотрудников уже изрядно потрепали.

— Бывают понятные правила игры. Например, не продавать алкоголь несовершеннолетним. Тут вообще всё ясно, потому что, во-первых, это плохо, во-вторых, есть законодательство. Тут нет никаких недопониманий. А в этой истории все от начала до конца очень условно. Ты вроде должен проверять [QR-код], но ты по закону не можешь проверять данные. И плюс, конечно, настолько против наших принципов гостеприимства. Мы же не просто магазин, куда человек пришел купить спички, без всякой эмоциональной привязки. Сюда все-таки люди идут провести время, отдохнуть, развлечься. И, конечно, все эти противоречивые истории приводят к негативу, это очень плохо. Даже если у самого человека есть QR-код, но он сидит за столом и видит эту конфликтную ситуацию, это вносит негатив, — добавляет собеседник.

Ресторатор отмечает: введение QR-кодов повлияло в большей степени на средний сегмент кафе и ресторанов. Только за первую неделю ограничений выручка упала в 2–2,5 раза. А если еще учитывать первую нерабочую неделю ноября, то прибыль сократилась на 50–60%.

— После 2020 года индустрия еще не восстановилась. У нас же были меры поддержки от государства, благодаря которым, что уж скрывать, многие вообще остались на рынке. Но часть из них была безвозмездна, часть — возмездная. Это кредиты, которые нужно выплачивать. Соответственно, подошли к этому периоду в таком состоянии, что запасов никаких нет, плюс есть еще кредитная нагрузка — у каждого в разной степени. И ноябрь будет отрицательным практически у всех. А если вообще учесть финансовую модель общественного питания, то хорошая рентабельность — 10–15% в месяц. Грубо говоря, из 1 млн выручки у тебя остается 100–150 тысяч — та самая прибыль, которую ты можешь тратить на кредиты, возврат вложенного и т. д. Понятно, что когда у тебя выручка падает на 50%, плата за аренду, коммунальные услуги при этом не меняется. И я на самом деле не очень представляю, как при отрицательных показателях продержится большое количество заведений. Ведь часто в общепит идут бывшие сотрудники, которые открывают кафе на заемные деньги, — говорит ресторатор.

Иван Печерский рассказывает, что для всех заведений общепита самый важный месяц — декабрь. За месяц заведение может заработать выручку как за два. Но сейчас компании отменяют корпоративы или просто не спешат подтверждать бронь. Причины простые: или сотрудники не привиты, или боятся новых ограничений. При этом заведения в любом случае должны подготовиться к празднованию Нового года и создать атмосферу праздника — украсить залы, закупить иллюминацию и т. д. Не забываем и про продукты. На это всё нужны деньги. Где их брать в условиях снижения выручки — вопрос открытый.

Нельзя не вспомнить и то, что в отличие от рестораторов отельерам дали отсрочку по QR-кодам. Хотя еще летом власти тонко намекали: при создании «бесковидной зоны» (для этого должны быть вакцинированы минимум 90% сотрудников) при введении ограничений для бизнеса будут поблажки. Поэтому многие помогали работникам быстрее и проще поставить прививку. Например, приглашали медиков для выездной вакцинации.

— У нас действительно 90 процентов привиты. Мы думали, это будет неким аргументом в случае ухудшения ситуации, чтобы мы могли работать. Начал, конечно, с себя. Принцип был простой: делай, как я. В каждом заведении я собирал весь коллектив и устраивал такой открытый диалог, просил всех задавать мне вопросы, на которые я отвечал. Потом с нашим Минздравом договорились, что они по нашему запросу будут организовывать вакцинацию, помогать нам. И потихоньку дошли сначала до 50%, потом 60% и так далее, — делится Иван Печерский.

Проверять QR-коды в Кузбассе стали с 15 ноября

Несмотря на то, что в Кузбассе ввели обязательную вакцинацию для большинства трудящихся региона, студентов старше 18 лет и пенсионеров старше 60 лет, прививку от коронавируса поставили, по данным на 2 декабря, больше 1,155 млн человек. Возможно, для того, чтобы увеличить темпы вакцинации власти ввели QR-коды.

— С одной стороны, я прекрасно понимаю, хочется скорее, чтобы это кончилось. Понятно, что нет других вариантов, кроме как вакцинация населения. С другой стороны, хотелось бы видеть больше логики. Хотелось бы, чтобы диалог, несмотря на то, что он есть, был глубже. Когда что-то разрабатывается властью и касается твоей деятельности, чтобы были эксперты. А сейчас получается, диалог есть, но в этом диалоге мы чувствуем себя бесконечными попрошайками. «Помогите», «дайте денег», «снизьте нам налог». Скажу как предприниматель и мужчина — так себе удовольствие, — добавляет ресторатор.

Наш собеседник пояснил, что отменить QR-коды уже вряд ли получится, поэтому представители общепита просят власти сделать для них отсрочку. Как для гостиниц и отелей.

— Логика простая. Когда ввели маски, это был ад. Сейчас прошло время, у каждого в кармане по три маски, никого это уже не беспокоит. То же самое и здесь — нужно время. Поэтому мы предложили: давайте мы будем проверять, но не отказывать в услуге. Тем самым люди привыкнут к этой механике. Тут еще есть нюансы, как организовать проверку QR-кодов. Например, в том же ТЦ есть холл, где можно это устроить. В сфере гостеприимства все разные абсолютно — от маленьких кофеен до больших ресторанов. Как это делать, как это проверять? — говорит Иван Печерский.

Печерский добавляет, что бизнесмены уже встречались с представителями власти и предложили свои варианты выхода из кризиса и по поддержке. Но пока эти встречи не привели к какому-то итогу, будь то изменения в системе QR-кодов или дополнительные меры поддержки.

Помимо этого, на днях продлили распоряжение по ограничительным мерам до конца года. В том числе и по режиму работы. Общепит не может работать с 23:00 до 6 часов утра. Что фактически отменяет новогодние мероприятия. Как бизнесу справиться со всеми этими испытаниями? Никто инструкций на этот счет не выдал.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства