Одной из главных проблем Кемеровской области была и остается экология. Добытчики и производители настолько сильно негативно повлияли на природу региона, что на рекультивацию, вероятно, уйдет не один десяток лет. Не меньше вреда порой приносят и те, кто должен ликвидировать последствия работы заводов и разрезов. Порой они решают, что деньги важнее, чем земля и люди, которые вынуждены жить вблизи мест экологического бедствия. История успешного саратовского предпринимателя Владимира Олискевича — показательный пример такой жадности. Вместо того чтобы избавить жителей Белово от зараженного тяжелыми металлами грунта, он положил себе в карман почти 80 млн рублей.
Подробности преступления и того, как его раскрывали, NGS42.RU рассказал заместитель руководителя второго отдела по расследованию особо важных дел СУ СК России по Кузбассу Михаил Никитин.
От доски почета до скамьи подсудимых
Жителям Кузбасса имя 64-летнего Владимира Олискевича неизвестно. Он уроженец Саратова и практически всю свою жизнь провел в этом городе. В 2009 году он вместе с другими местными бизнесменами Галиной Хабеевой и Михаилом Князевым, которые занимаются исследованиями и химическими производствами, открыл ООО «Научно-исследовательский институт технологий органической, неорганической химии и биотехнологий». Фирма занимается не только научными изысканиями, но и ликвидацией последствий экологических катастроф: разлив нефти, загрязнение почвы и так далее.
За 15 лет работы компания хорошо себя зарекомендовала в Саратове. Дела шли настолько успешно, что Олискевича решили навсегда вписать в историю. Первый раз, в 2019 году, его портрет повесили на доске почета жителей Саратова, а спустя три года — администрация Кировского района отдельно разместила контору бизнесмена. На вручении соответствующих сертификатов местные чиновники, в том числе глава города Михаил Исаев, жали Олискевичу руку, поздравляли, желали процветания и благодарили за вклад в научно-техническое развитие. Но, позируя перед фотокамерами, предприниматель не знал, что в Кемеровской области в отношении него идет расследование уголовного дела.
Преступление почетного гражданина
Беловский цинковый завод сейчас фактически лежит в руинах, а в начале прошлого века он стал одним из первых подобных объектов в стране. Долгие годы он рос, развивался, давал новые рабочие места, но вместе с тем и загрязнял всю территорию как под собой, так и вокруг.
В 2005 году производство закрылось, цеха и оборудование распродали и растащили, в итоге осталась в буквальном смысле слова выжженная и зараженная земля.
— В частности, место, где находился серно-кислотный цех завода, склад, электротермический цех, склад отвала шлака, территория загрязнена тяжелыми металлами, такими как свинец, кадмий, медь, цинк, никель, кобальт, хром, с высшей предельно допустимой концентрацией, в относительно допустимых концентрациях. И согласно ряду исследований, которые привлечены к материалам уголовного дела, данная территория относится к зоне экологического бедствия, — рассказал следователь.
В 2015 году власти решили разобраться с проблемой и провести рекультивацию земель. Для этого был объявлен тендер на сумму почти в 150 млн рублей, который достался фирме Олискевича. Он заявил, что сделать это вполне реально и за меньшую сумму — в 111 млн рублей, причем много времени не потребуется, и представил разработанный его организацией проект. И хотя зачистить планировали всю территорию, начать решили с малого, а именно с участка, откуда было необходимо вывезти 146,172 тысячи кубических метра земли, что равно примерно 263 тоннам грунта.
В разработанной предпринимателем документации говорилось, что с помощью тяжелой техники и рабочих рук подрядчиков землю выкопают и затем на грузовиках увезут на 38 км от города, где е можно будет без вреда для людей захоронить. Проект важный, объемный, более чем из 150 страниц, с описанием процессов, чертежей и планов, поэтому он проходил несколько этапов согласований на различных уровнях не только города, но и области, а также в Минприроды РФ. Всех всё практически устраивало, но всё же мелкие правки вносились в бумаги, и на одном из последних этапов, когда уже вот-вот должны были начаться работы по рекультивации, Олискевич внес последние уточнения, на которые сразу никто внимания не обратил. Вместо загрязнения тяжелыми металлами грунта он вписал совершено иное: разлив нефтепродуктов.
— Путем привлечения подрядных организаций предприниматель производил перемешивание грунта с известняковой мукой с помощью ковша экскаватора, при этом земля никуда не вывозилась, а складировалась там же. Грубо говоря, он делал вид, что что-то делает. Тут выкапывал, а через 50 метров складировал тот же грунт. При этом работы якобы выполнялись, составлялись соответствующие сметы, документы, которые впоследствии оплачивались, — говорит Никитин.
В итоге, получив деньги, Олискевич и его контора продолжили благополучно работать и получать госконтракты. В конце того же 2015 года его фирма выиграла тендер на право заключения договора по разработке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение от концерна «Росэнергоатом» за 625 тысяч рублей, в 2020-м — два договора с Федеральным экологическим оператором на более чем 55 млн рублей по перезатариванию опасных отходов и выравнивание давления до атмосферного в емкостях.
В прошлом году компания сорвала джекпот: Министерство промышленности и торговли РФ поручило фирме Олискевича разработать технологию производства калия марганцовокислого, оценив работу в 290 млн рублей. В момент заключения договора предприниматель уже находился под следствием.
Долетался — пришлось сесть
Следствие началось в 2021 году, практически через пять лет после того, как бизнесмен якобы провел рекультивацию. Все эти годы шли различные проверки и оперативно-разыскные мероприятия, вылившиеся в уголовное дело. Сам бизнесмен вел себя противоречиво: то частично признавал вину, то отказывался, на каком-то этапе даже согласился вернуть деньги, но выплатил только порядка 10 млн рублей. Пока шло разбирательство, движимое и недвижимое имущество было арестовано на сумму почти в 100 млн рублей.
При этом деньги у Олискевича были: ни в СИЗО, ни под домашний арест его не отправляли, а на допросы являться надо было, он на протяжении года регулярно летал из Саратова в Кемерово за свой счет. При этом постоянные вояжи он выполнял не один, а со своими адвокатами. После того как все материалы были собраны, Фрунзенский районный суд Саратова приступил к рассмотрению собранных доказательств.
В декабре прошлого года суд признал Олискевича виновным по ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество, совершенное в особо крупном размере). Было доказано, что он присвоил себе порядка 82 млн рублей, которыми распорядился по своему усмотрению. В качестве наказания ему назначили два года колонии и штраф в размере похищенных денег.
В мэрии Саратова нашим коллегам из 164.RU уточнили, что на почетной доске города портрет предпринимателя не висит уже давно, да и звания ему в итоге не дали.