В Центральном районном суде города Кемерово сегодня избирают меру пресечения председателю совета директоров АО ХК «СДС-Уголь» и президента АО ХК «СДС» Михаила Федяева. В составе компании «СДС-Уголь» находится шахта «Листвяжная», где 25 ноября произошел взрыв, в результате которого погиб 51 человек. Федяева обвиняют в злоупотреблении полномочиями в коммерческой организации, повлекшем тяжкие последствия, ему грозит до 10 лет лишения свободы, а пока следствие ходатайствует об аресте до 14 февраля 2022 года.
В ходе заседания судья сообщил, что телефоны руководства прослушивалась сотрудниками правоохранительных органов, в связи с расследованием дела с них был снят гриф секретности и их приобщили к делу.
Судья зачитывает информацию из телефонных разговоров руководства. Согласно им, руководство не тратило ни копейки на приобретение систем безопасности. Например, на приобретение датчиков метана должно было быть потрачено 500 тысяч рублей, по факту — 0, а на газоанализаторы должны были потратить 7 млн рублей. Фактические затраты составили 0 рублей. На приобретение самоспасателей в плане было заложено 121 тысяча рублей. По факту на это не потратили ни рубля.
— <...> Нагло планируете цифры, а фактически совершенно спокойно и бесстрастно ставите ноль. Ноль, ноль, ноль. Вот сколько нолей в виде погибших шахтеров мы получили! Сколько нолей вы понаставили по приобретению датчиков и анализаторов. (Нецензурная брань.) Не надо мне пояснять. Ты не слышишь меня, что ли? Что вы планируете деньги по серьезным расстрельным статьям, а рядом бесстрастно ставите факт — ноль рублей, ноль рублей, ноль рублей. И так по десяткам строчек. Вы слышите меня? Приобретение самоспасателей. План — 121 тысяча рублей, факт — 0 рублей. Вы что делаете, что вы делаете? Вы что, хотите всех нас посадить? — зачитывает судья текстовую расшифровку телефонных разговоров.
Также во время заседания выступил следователь, сообщивший, что через три дня после трагедии на «Листвяжной», 28 ноября 2021 года, между гендиректором «СДС-Уголь» Геннадием Алексеевым и сотрудником «СДС-Уголь» состоялся разговор.
— <...> Из которых явно прослеживается то, что высшее руководство холдинга «СДС-Уголь» было осведомлено о том, что на шахте «Листвяжная» допускаются грубые нарушения промышленной безопасности, в том числе повлекшие тяжкие последствия. Более того, из этой справки следует, что принимаются меры к сокрытию доказательств. То есть задними числами формируются отчеты о выделении средств на закупку средств безопасности, — сказал представитель СКР в суде.
Напомним, взрыв на беловской шахте «Листвяжная» произошел 25 ноября. В результате аварии погиб 51 человек, в том числе спасатели. Власти назвали имена всех погибших. Тело последнего погибшего было обнаружено 13 декабря.
Изначально сообщалось о 52 погибших, однако спустя почти сутки после пропажи был обнаружен живым горноспасатель. Выжившим оказался помощник командира взвода (МБЭР) ВГСВ № 2 филиала «Новокузнецкий ВГСО» ФГУП «ВГСЧ» Александр Заковряшин. Позднее он рассказал, как ему удалось выбраться из шахты.
Спустя два дня губернатор Кузбасса Сергей Цивилёв и врио главы МЧС России Александр Чуприян объяснили, из-за чего погибли горноспасатели на шахте «Листвяжная».
Сегодня Михаилу Федяеву и еще нескольким фигурантам дела избирают меру пресечения. Мы ведем онлайн-трансляцию из зала суда.
Добавим, в ходе совещания 2 декабря с президентом Владимиром Путиным о ситуации на шахте «Листвяжная» президент холдинга «СДС» Михаил Федяев и глава «СДС-Уголь» Геннадий Алексеев заявили, что готовы понести наказание за случившееся. Отвечая на вопрос Путина о том, следит ли совет директоров за безопасностью или только считает деньги, Федяев сказал, что не знал о нарушениях на «Листвяжной».