Политика Спецоперация на Украине репортаж «Когда вернусь со спецоперации — женюсь!»: как провожали мобилизованных в Новокузнецке и Кемерове

«Когда вернусь со спецоперации — женюсь!»: как провожали мобилизованных в Новокузнецке и Кемерове

Из Кузбасса только за сегодня уехали 17 автобусов с военными

Родственники готовы ждать мужчин, несмотря на плохую погоду

Прошло почти три недели с тех пор, как с мемориального комплекса героям-сибирякам уехали первые автобусы с мобилизованными жителями Кузбасса. Все эти дни площадь перед памятником Николаю Масалову не видела слез жен военнослужащих и напутствий чиновников. Но сегодня, 19 октября, отсюда отправили шестую группу мобилизованных мужчин. Перед тем, как поехать в учебку, будущие участники спецоперации обняли своих родных и близких.

Как провожали их из Кемерова и Новокузнецка, кто и почему отправляется в зону боевых действий и почему в учебную часть едет прошедший войну в Афганистане священник Игорь Черемных — в репортаже корреспондентов NGS42.RU.

Холодное утро южной столицы

В Новокузнецке с начала частичной мобилизации повелось, что призванных в армию горожан и жителей Новокузнецкого округа провожают в пять часов утра на площади Побед. 19 октября еще за 15 минут до назначенного времени там было совсем немноголюдно. На то, что на площади состоится какое-то событие, указывали только мелкие детали: дополнительные элементы освещения, выставленные спасателями, разложенные на земле музыкальные инструменты участников оркестра (для исполнения, конечно же, «Прощания славянки») плюс большое число полицейских.

Будто дождавшись какого-то знака, родственники и друзья мобилизованных стали быстро заполнять площадь примерно с 04:50. Люди приходили в основном группами по шесть-восемь человек, но было и несколько одиноких провожающих.

— У меня мобилизовали сына Сергея, ему 30 лет, — рассказала NGS42.RU новокузнечанка Тамара. — Он пришел в военкомат по делам, и там вручили повестку. Мы в семье были готовы, отнеслись к этому нормально, Сергей — тоже. Армейский опыт у него есть, он военный разведчик. А для нас — лучший сын, внук, брат и в целом человек. Сергей работал сварщиком, у него остаются в Новокузнецке жена и маленький ребенок. Уверена, что он вернется. Здесь у него много дел, да и внуков они с супругой должны еще много нам родить.

Мы пообщались с несколькими родственниками мобилизованных новокузнечан, и выяснилось, что примерно у половины из них близкий человек трудился на шахте или разрезе и попал под призыв прямо на рабочем месте. Уклоняться никто из горняков не стал.

— Моему брату Ивану 27 лет, до объявления частичной мобилизации он работал на шахте, туда же ему принесли повестку, — говорит местный житель Марк Ковалев. — И мы, и он восприняли это положительно. Считаем, надо отстаивать свою честь, свою страну. Последние дни перед отправкой проводили вместе, поддерживали друг друга. Что скажу ему напоследок? Береги себя и стой до конца.

Два автобуса с мобилизованными новокузнечанами прибыли на площадь с небольшой задержкой, их сразу же обступили родные и друзья военнослужащих. Военкомы скомандовали, чтобы бойцы вышли и сразу направились к традиционному месту сбора у Вечного огня. Мужчины не торопились и по пути обнимали и успокаивали близких, многие из которых к тому моменту уже не сдерживали слёз.

— У меня сегодня уходит сын, ему 27 лет. У него своя семья — жена, ребенку три года. В армии служил один год срочником, получил специальность сапера. Так получилось, что он уходит с третьего раза. Его еще в конце сентября планировали отправить, но в последний момент что-то переигрывалось, и оставляли. Для меня как для мамы это очень тяжело, — поделилась эмоциями жительница Новокузнецка Наталья.

В выступлениях перед мобилизованными чиновники сделали акцент на том, что сейчас, как и во времена Великой Отечественной, Родина в опасности, и нужно встать на ее защиту, а одержать победу поможет русский дух. Представители духовенства сказали, что будут молиться за военнослужащих. Ветеран Вооруженных сил, капитан первого ранга в отставке Анатолий Селезнев обратился к бойцам «мои внучата» и призвал их всегда помогать сослуживцам, особенно землякам. Все выступавшие несколько раз пожелали мужчинам вернуться живыми. Одна из провожающих женщин попросила дать ей микрофон на пять минут, однако стоявшие рядом люди ее осекли, и взять слово так и не получилось.

После официальных речей военком объявил, что мобилизованные могут пять минут пообщаться с провожающими и скомандовал: «Напра-во!» Команду почти никто не выполнил, военнослужащие побежали напрямую к близким. Это были моменты самых крепких объятий и бесконечного добра и любви во взглядах родных друг на друга.

Отведенное время закончилось предательски быстро, и мужчины нехотя побрели обратно в автобусы. После посадки — последняя возможность перекинуться парой фраз с родными через форточку или еще не закрывшуюся дверь.

— Мы еще Житомир возьмем! — прокричал мобилизованный своей возлюбленной.

— Да ты по-любому должен! — поддержала она.

1 из 2

21-летний Алексей до призыва работал водителем. Сам он повестку воспринял стойко («Раз Родина зовет, значит, надо»), его родные — гораздо острее. На вопрос о планах на жизнь после возвращения со спецоперации парень ответил мгновенно: «Женюсь! Любимая будет ждать».

Автобусы с мобилизованными отправились в путь около 05:25. Когда провожающие начали расходиться с площади, к корреспонденту NGS42.RU подошла новокузнечанка и спросила: «Вернут ли нам их всех живыми так же, как сегодня увезли?» Мы поинтересовались, кого проводила женщина. Оказалось, что 19 октября на подготовку к спецоперации отправили ее племянника, а до этого — еще одного племянника и родного брата. Мужчинам от 26 до 30 лет, у каждого из них остались супруги и маленькие дети.

Свинцовое небо столицы Кузбасса

Как правило, мобилизованных со всего региона свозят в пункт сбора в городе Кемерове. После того, как мужчин со всех городов, деревень и поселков привезут, их рассаживают по автобусам и везут на площадь у президентского кадетского училища в Ленинском районе города. Тут их провожают родственники, живущие в областной столице и ближайших округах или городах, например, из Топков или Березовского.

В первые пять отправок новоиспеченных военнослужащих перевозили в 9–11 НЕФАЗах, но в этот раз к памятнику Масалову приехали 17 автобусов. Несмотря на затянутое серыми тучами небо и накрапывающий дождик, под зонтиками и без них в ожидании близких собрались матери, отцы, жены, дети и друзья мобилизованных. Капли дождя падают на собравшихся, и даже те, кто не плачет, вытирают лица, высматривая родного человека в толпах мужчин в камуфляже.

Тут и там слышны женские и мужские выкрики: «Саша, я здесь!», «Витек, мы тут!», «Серега, красава!» В ответ некоторые мобилизованные радостно свистят или машут руками в знак приветствия, другие — поднимают к свинцовому небу кулаки и нервно затягиваются сигаретами.

На площади в ожидании, пока закончится экскурсия для мобилизованных, стоят традиционные на этих мероприятиях люди: губернатор Сергей Цивилёв, высокие чины военнослужащих, представители православия и ислама. Подрагивая от холода, на расстановку военных смотрят кадеты и музыканты оркестра. Слова напутствия те же, что слышали кузбассовцы, отправлявшиеся в Омскую область в другие дни: «Возвращайтесь живыми и здоровыми», «Храни вас бог», «Мы в вас верим, вы не подведете» и так далее.

После официальной части, как и в Новокузнецке, военнослужащим велели идти направо, но все они бросились врассыпную, чтобы успеть перед долгой дорогой обнять жен, детей, родителей.

Провожать мобилизованных вновь пришел отец Игорь Черемных. Он не понаслышке знает, что такое боевые действия и потеря сослуживцев — в 1980-х годах он участвовал в войне в Афганистане и вернулся оттуда с медалью «За боевые заслуги». В течение нескольких часов они прикрывали отступающую танковую колонну, за которой по пятам шли духи.

— Я в Омскую область еду на неделю, мне предложили поехать, так как есть боевой опыт, поддержать дух ребят, личного состава. Посмотреть, может кого покрестить надо, если кто захочет, да и так, вопросы, может, у кого есть. Обвенчать никто не просил, я знаю, что сейчас женят там сразу. Да и если попросят, то нельзя, венчание в храме надо проводить, — рассказывает священнослужитель.

По его словам, перед отправкой в Афганистан солдатам никто не предлагал пообщаться с батюшкой или представителем другой религии. Все вопросы решали замполиты и особисты. На вопрос, готов ли он поехать в зону боевых действий, отец Игорь, не сомневаясь, отвечает, что если его настоятель скажет, что надо, то он «всегда готов».

Около 14 часов над толпой провожающих разносится громкое «По автобусам!» и все еще сильнее начинают обниматься и плакать, понимая, что через пару минут встреча будет окончена и начнутся месяцы беспокойного ожидания возвращения мужчин домой. Те, в свою очередь, целуют детей, жен и говорят, что поводов для беспокойства нет, и скоро они снова встретятся на этой же площади, как им обещал во время своего выступления губернатор.

Больше кадров с отправкой шестой группы мобилизованных смотрите в нашем фоторепортаже.

Ранее мы публиковали фоторепортажи с трогательными снимками предыдущих отправлений мобилизованных кузбассовцев. Их можно увидеть ниже:

Все материалы о частичной мобилизации и спецоперации на Украине мы собираем в специальном разделе сайта.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства