С 15 ноября в Кузбассе ввели систему QR-кодов. Их нужно предъявлять в общественных местах: кафе и ресторанах, кинотеатрах, фитнес-залах, театрах, библиотеках, салонах красоты, ТРЦ и других местах. Такое ограничение не понравилось многим жителям региона: в соцсетях губернатора кузбассовцы уже две недели оставляют гневные комментарии с требованием отменить QR-коды. А соответствующую петицию подписали уже больше 24 тысяч человек.
Новые ограничения должны помочь увеличить темпы вакцинации, считают власти. Но пока накладывают определенные трудности на бизнес. Как QR-коды уже повлияли на общепит, с нами поделился ресторатор, сопредседатель «Гильдии гостеприимства Кузбасса» Иван Печерский.
24 ноября прошло бюджетное послание губернатора Кемеровской области. Сергей Цивилев во время своей речи уделил внимание малому и среднему бизнесу. Губернатор отметил, что власти рассчитывают создать новую экономику, где ключевую роль будут играть малый и средний бизнес.
Но пока, как объясняет Иван Печерский, из-за ограничений малый и средний бизнес только страдает. Во многом это связано с тем, что предприниматели не успели подготовиться, в том числе к введению QR-кодов.
— Нас не предупреждали, что такая мера [введение QR-кодов] рассматривается, это самая большая неожиданность для нас. И в этом беда, конечно, самая главная, что нас этим, как и всех, огорошили. Весь прошлый год, когда были ограничения, мы плотно работали с администрацией и правительством Кузбасса. А в этот раз случился какой-то прострел в коммуникациях, такое резкое решение. Даже если какое-то решение пришло внезапно, кто мешал собрать нас полгода назад, когда в Москве вводили [QR-коды], и сказать: «Ребят, давайте просто обсудим, вот если вдруг до этого дойдет, как будем действовать? Какую механику разработать?» Ни для кого не было бы сюрпризом, все бы понимали, — говорит Иван Печерский.
Спикер напоминает, что по федеральному законодательству хостес и другие сотрудники не имеют право проверять паспортные данные. Хотя в распоряжении губернатора Кузбасса указано, что вместе с QR-кодом нужно предъявлять «документ, удостоверяющий личность». Ранее NGS42 уточнял, какие это могут быть документы, на что нам в пресс-службе АПК однозначно ответили — паспорт.
— Конечно, это огромный негатив. Когда документы спрашивают на паспортном контроле в аэропорту, например, или полицейские — это нормально. Но когда молодая девочка-хостес — это, естественно, вызывает возмущения. Люди очень взвинчены, многие считают, что если мы спрашиваем QR-код, то мы поддерживаем эти ограничения, — отмечает ресторатор.
Спустя неделю после введения ограничений власти всё же рассказали, какое наказание грозит за нахождение в общественном месте без QR-кодов. По словам Ивана Печерского, бизнес о штрафах узнал чуть раньше журналистов. Но тоже по запросу.
— Была инструкция, которую тоже сбросили по запросу, от нашего Минцифры. Можем себе представить, как люди в Минцифры далеки от реальности. Там написано, что на входе в каждое заведение нужно организовать пункт проверки. Какой пункт проверки у входа в заведение? Где взять этих людей? Опять-таки там не только QR-код, но еще и ПЦР и справка-медотвод. Можно представить себе квалификацию официанта, хостес или гардеробщика. У этих сотрудников совсем другие задачи. Справку-медотвод видели эту? Что там человек без квалификации может понять? Тем не менее в инструкции это было. Информация вся разрозненная, что добавляет каламбура в это всё, потому что приходится где-то додумывать самим, — делится бизнесмен.
К тому же до сих пор неясно, кто и как должен проверять соблюдение ограничений.
Иван Печерский добавляет: в первые же дни введения QR-кодов начались конфликты. Драк не было, но нервы сотрудников уже изрядно потрепали.
— Бывают понятные правила игры. Например, не продавать алкоголь несовершеннолетним. Тут вообще всё ясно, потому что, во-первых, это плохо, во-вторых, есть законодательство. Тут нет никаких недопониманий. А в этой истории все от начала до конца очень условно. Ты вроде должен проверять [QR-код], но ты по закону не можешь проверять данные. И плюс, конечно, настолько против наших принципов гостеприимства. Мы же не просто магазин, куда человек пришел купить спички, без всякой эмоциональной привязки. Сюда все-таки люди идут провести время, отдохнуть, развлечься. И, конечно, все эти противоречивые истории приводят к негативу, это очень плохо. Даже если у самого человека есть QR-код, но он сидит за столом и видит эту конфликтную ситуацию, это вносит негатив, — добавляет собеседник.
Ресторатор отмечает: введение QR-кодов повлияло в большей степени на средний сегмент кафе и ресторанов. Только за первую неделю ограничений выручка упала в 2–2,5 раза. А если еще учитывать первую нерабочую неделю ноября, то прибыль сократилась на 50–60%.
— После 2020 года индустрия еще не восстановилась. У нас же были меры поддержки от государства, благодаря которым, что уж скрывать, многие вообще остались на рынке. Но часть из них была безвозмездна, часть — возмездная. Это кредиты, которые нужно выплачивать. Соответственно, подошли к этому периоду в таком состоянии, что запасов никаких нет, плюс есть еще кредитная нагрузка — у каждого в разной степени. И ноябрь будет отрицательным практически у всех. А если вообще учесть финансовую модель общественного питания, то хорошая рентабельность — 10–15% в месяц. Грубо говоря, из 1 млн выручки у тебя остается 100–150 тысяч — та самая прибыль, которую ты можешь тратить на кредиты, возврат вложенного и т. д. Понятно, что когда у тебя выручка падает на 50%, плата за аренду, коммунальные услуги при этом не меняется. И я на самом деле не очень представляю, как при отрицательных показателях продержится большое количество заведений. Ведь часто в общепит идут бывшие сотрудники, которые открывают кафе на заемные деньги, — говорит ресторатор.
Иван Печерский рассказывает, что для всех заведений общепита самый важный месяц — декабрь. За месяц заведение может заработать выручку как за два. Но сейчас компании отменяют корпоративы или просто не спешат подтверждать бронь. Причины простые: или сотрудники не привиты, или боятся новых ограничений. При этом заведения в любом случае должны подготовиться к празднованию Нового года и создать атмосферу праздника — украсить залы, закупить иллюминацию и т. д. Не забываем и про продукты. На это всё нужны деньги. Где их брать в условиях снижения выручки — вопрос открытый.
Нельзя не вспомнить и то, что в отличие от рестораторов отельерам дали отсрочку по QR-кодам. Хотя еще летом власти тонко намекали: при создании «бесковидной зоны» (для этого должны быть вакцинированы минимум 90% сотрудников) при введении ограничений для бизнеса будут поблажки. Поэтому многие помогали работникам быстрее и проще поставить прививку. Например, приглашали медиков для выездной вакцинации.
— У нас действительно 90 процентов привиты. Мы думали, это будет неким аргументом в случае ухудшения ситуации, чтобы мы могли работать. Начал, конечно, с себя. Принцип был простой: делай, как я. В каждом заведении я собирал весь коллектив и устраивал такой открытый диалог, просил всех задавать мне вопросы, на которые я отвечал. Потом с нашим Минздравом договорились, что они по нашему запросу будут организовывать вакцинацию, помогать нам. И потихоньку дошли сначала до 50%, потом 60% и так далее, — делится Иван Печерский.
Несмотря на то, что в Кузбассе ввели обязательную вакцинацию для большинства трудящихся региона, студентов старше 18 лет и пенсионеров старше 60 лет, прививку от коронавируса поставили, по данным на 2 декабря, больше 1,155 млн человек. Возможно, для того, чтобы увеличить темпы вакцинации власти ввели QR-коды.
— С одной стороны, я прекрасно понимаю, хочется скорее, чтобы это кончилось. Понятно, что нет других вариантов, кроме как вакцинация населения. С другой стороны, хотелось бы видеть больше логики. Хотелось бы, чтобы диалог, несмотря на то, что он есть, был глубже. Когда что-то разрабатывается властью и касается твоей деятельности, чтобы были эксперты. А сейчас получается, диалог есть, но в этом диалоге мы чувствуем себя бесконечными попрошайками. «Помогите», «дайте денег», «снизьте нам налог». Скажу как предприниматель и мужчина — так себе удовольствие, — добавляет ресторатор.
Наш собеседник пояснил, что отменить QR-коды уже вряд ли получится, поэтому представители общепита просят власти сделать для них отсрочку. Как для гостиниц и отелей.
— Логика простая. Когда ввели маски, это был ад. Сейчас прошло время, у каждого в кармане по три маски, никого это уже не беспокоит. То же самое и здесь — нужно время. Поэтому мы предложили: давайте мы будем проверять, но не отказывать в услуге. Тем самым люди привыкнут к этой механике. Тут еще есть нюансы, как организовать проверку QR-кодов. Например, в том же ТЦ есть холл, где можно это устроить. В сфере гостеприимства все разные абсолютно — от маленьких кофеен до больших ресторанов. Как это делать, как это проверять? — говорит Иван Печерский.
Печерский добавляет, что бизнесмены уже встречались с представителями власти и предложили свои варианты выхода из кризиса и по поддержке. Но пока эти встречи не привели к какому-то итогу, будь то изменения в системе QR-кодов или дополнительные меры поддержки.
Помимо этого, на днях продлили распоряжение по ограничительным мерам до конца года. В том числе и по режиму работы. Общепит не может работать с 23:00 до 6 часов утра. Что фактически отменяет новогодние мероприятия. Как бизнесу справиться со всеми этими испытаниями? Никто инструкций на этот счет не выдал.