Вечером 15 декабря Центральный районный суд города Кемерово избрал меру пресечения для долларового миллионера из списка Forbes Михаила Федяева и еще троих обвиняемых — гендиректора «СДС-Угля» Геннадия Алексеева, технического директора Антона Якутова и главного инженера ООО «Шахта "Листвяжная"» Анатолия Лобанова. Всех четверых суд отправил в СИЗО. Федяев пробудет под арестом минимум до 14 февраля 2022 года, остальные — до 25 января 2022 года.
Мы собрали в одном месте самое важное, что было озвучено во время судов.
- Какое отношение имеет Федяев к взорвавшейся шахте «Листвяжная»?
- В чем обвиняют Федяева и остальных фигурантов?
- Руководство «СДС-Угля» знало о нарушениях?
- На безопасность не тратили ни рубля
- Признал ли кто-то вину
- Кто еще арестован по делу «Листвяжной»?
Какое отношение имеет Федяев к взорвавшейся шахте «Листвяжная»?
Шахта «Листвяжная», где 25 ноября 2021 года произошел взрыв метана и погиб 51 человек, входит в состав «СДС-Угля». Он, в свою очередь, входит в ХК «СДС».
Большая часть акций (50%) «СДС-Угля» принадлежит Михаилу Федяеву. Также он является президентом ХК «СДС».
В чем обвиняют Федяева и остальных фигурантов?
Михаила Федяева, как сообщил следователь во время суда, задержали 14 декабря в 21 час. Утром 15 декабря ему предъявили обвинение по ч. 2 ст. 201 УК РФ (злоупотребление полномочиями в коммерческой организации, повлекшее тяжкие последствия).
Геннадия Алексеева, Антона Якутова и Анатолия Лобанова обвиняют в нарушении промбезопасности (ч. 3 ст. 217 УК РФ).
Как сообщил в суде представитель СКР, Якутов, например, обязан был контролировать работу на предприятии согласно должностной инструкции. Но из-за неисполнения им обязанностей была создана опасная ситуация, которая привела к гибели шахтеров и горноспасателей.
— Вопреки интересам предприятия, на участке, где сложилась угроза жизни работникам из-за возможного взрыва в связи с высокой концентрацией метана и недостаточной вентиляцией, действуя умышленно, не организовал проветривание, не запретил добычу угля на 823-м участке, допустил ведение работ при нарушении промбезопасности. В результате неисполнения обязанностей была создана опасная ситуация, приведшая к аварии и гибели 46 работников шахты, — сообщил представитель Следственного комитета.
Руководство «СДС-Угля» знало о нарушениях?
Как следует из показаний, которые зачитал судья во время рассмотрения материалов дела по Федяеву, руководство «СДС-Угля», в том числе высшее, знало о нарушениях на шахте «Листвяжная». Например, согласно показаниям главного геолога шахты, все работники были в курсе высокой концентрации метана. Он докладывал директору, что ситуация в штреке опасная, работы были приостановлены. Через четыре дня, за которые ситуацию не удалось улучшить, директор сказал продолжать работу. Уголь продолжали добывать даже после того, как концентрация метана в воздухе шахты достигла 3%.
— Все продолжали работать, так как хотели заработать денег, — дал показания один из свидетелей, которые зачитал судья.
Также во время заседания следователь сообщил суду, что через три дня после трагедии на «Листвяжной», 28 ноября 2021 года, между гендиректором «СДС-Угля» Геннадием Алексеевым и сотрудником шахты состоялся телефонный разговор, в котором об этом говорилось.
— <...> Явно прослеживается то, что высшее руководство холдинга «СДС-Уголь» было осведомлено о том, что на шахте «Листвяжная» допускаются грубые нарушения промышленной безопасности, в том числе повлекшие тяжкие последствия. Более того, из справки следует, что принимаются меры к сокрытию доказательств. То есть задними числами формируются отчеты о выделении средств на закупку средств безопасности, — сказал представитель СКР в суде.
Напомним, в ходе совещания 2 декабря с президентом Владимиром Путиным о ситуации на шахте «Листвяжная» президент холдинга «СДС» Михаил Федяев и глава «СДС-Угля» Геннадий Алексеев заявили, что готовы понести наказание за случившееся. Отвечая на вопрос Путина о том, следит ли совет директоров за безопасностью или только считает деньги, Федяев сказал, что не знал о нарушениях на «Листвяжной».
На безопасность не тратили ни рубля
В связи с расследованием уголовного дела был снят гриф секретности с записей телефонных разговоров между руководителями шахты и холдинга, которые прослушивали сотрудники правоохранительных органов. Эти материалы приобщили к делу, некоторые из записей были зачитаны в суде.
Оказалось, что руководство не тратило ни копейки на приобретение систем безопасности. Например, на приобретение датчиков метана должно было быть потрачено 500 тысяч рублей, по факту — 0. На газоанализаторы должны были потратить 7 млн рублей, а фактические затраты составили 0 рублей. На приобретение самоспасателей в плане была заложена 121 тысяча рублей, но по факту на это не потратили ни рубля.
— ...Нагло планируете цифры, а фактически совершенно спокойно и бесстрастно ставите ноль. Ноль, ноль, ноль. Вот сколько нолей в виде погибших шахтеров мы получили! Сколько нолей вы понаставили по приобретению датчиков и анализаторов. (Используется нецензурная брань.) Не надо мне пояснять. Ты не слышишь меня, что ли? Что вы планируете деньги по серьезным расстрельным статьям, а рядом бесстрастно ставите факт — ноль рублей, ноль рублей, ноль рублей. И так по десяткам строчек. Вы слышите меня? Приобретение самоспасателей. План — 121 тысяча рублей, факт — 0 рублей. Вы что делаете, что вы делаете? Вы что, хотите всех нас посадить? — зачитал следователь текстовую расшифровку телефонных разговоров.
При этом адвокат Федяева утверждает, что последние четыре года «Листвяжная» вкладывала всю прибыль в развитие шахты, в том числе в промышленную безопасность.
Признал ли кто-то вину
Никто из девяти обвиняемых на данный момент не признал вину.
— Я себя виновным не считаю, то, что мне предъявляют, с этим надо разобраться. Я думаю, что следствие установит истинные причины и то, кто виноват, — сказал Михаил Федяев в суде.
Кто еще арестован по делу «Листвяжной»?
27 ноября 47-летнему директору шахты Сергею Махракову, его 59-летнему заму Андрею Молостову, 36-летнему начальнику участка Сергею Герасименоку и двум инспекторам Сибирского управления Ростехнадзора Вячеславу Семыкину и Сергею Винокурову предъявили обвинения и избрали меру пресечения.
Напомним, руководству шахты предъявлено обвинение по ч. 3 ст. 217 УК РФ (нарушение требований промышленной безопасности опасных производственных объектов, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц). А сотрудникам Ростехнадзора — по ч. 3 ст. 293 УК РФ (халатность, повлекшая по неосторожности смерть двух и более лиц).
Всех обвиняемых отправили в СИЗО до конца января 2022 года.
Как писал NGS42.RU, в 2021 году сотрудники Ростехнадзора выявили на «Листвяжной» более 900 нарушений. Работу шахты приостанавливали девять раз, также предприятию выписали штрафы более чем на четыре миллиона рублей. Нарушения фиксировались и в предыдущие годы. Более того, такая ситуация наблюдается на других предприятиях холдинга.