Год назад у горняка Антона Трофимова родился сын. Малыша, как и двух его старших братьев, необходимо кормить, поить, одевать. А вместе с ипотекой ежемесячные расходы становились еще больше. Чтобы содержать семью, Трофимов, как и прочие сотрудники шахты «Листвяжная», старался выполнить план, не обращая внимания на заклеенный датчик уровня метана, показывающий неверные данные.
Наверняка он надеялся, что трагедии можно будет избежать, но тело Антона подняли из шахты 27 ноября, спустя два дня после взрыва на предприятии. В тот день вместе с ним погиб 51 человек, в том числе горноспасатели, которые хотели вернуть мужчин в семьи живыми. На сегодняшний день большая часть погибших остается в шахте, добраться до них невозможно из-за загазованности и подземного пожара.
Александр Ильчук, родственник погибшего шахтера, сам работает на одном из угольных предприятий. Он рассказал NGS42.RU, почему погибший, зная обо всех нарушениях, не уволился с шахты, для чего шахтеры идут в забой под страхом смерти и какие есть проблемы в угольной отрасли региона.
— У меня там погиб муж сестры. Я был на работе, когда мне позвонила мама, сказала, что прогремел взрыв. Вечером привез сестру и маму на шахту. Они зашли, с ними Цивилёв разговаривал, нас не пустили. Губернатор говорил им, что поиски приостановлены из-за газа, когда он понизится, тогда и начнут опять искать. Толком никакой надежды на то, что кто-то выжил, нам не давали, — рассказал мужчина.
Утром 26 ноября власти Кузбасса официально подтвердили гибель 52 человек на шахте «Листвяжная» в Белове. Как писал Сергей Цивилёв в своем телеграм-канале, в результате аварии там погибли 46 шахтеров и 6 спасателей. Чуть позже врио главы МЧС РФ Александр Чуприян заявил о том, что из-за сильной загазованности работы в шахте приостанавливаются. Правда, спустя почти сутки после пропажи обнаружили живым горноспасателя. Выжившим оказался помощник командира взвода (МБЭР) ВГСВ № 2 филиала «Новокузнецкий ВГСО» ФГУП «ВГСЧ» Александр Заковряшин. Это один из шести горноспасателей, которые перестали выходить на связь и их считали погибшими.
По словам Александра Ильчука, всего на шахте прогремело 2 взрыва. Как отметил мужчина, именно после второго власти приостановили работы.
— Когда спасатели спустились, в 15:44, все местные слышали, как хлопнуло еще раз. И через некоторое время Цивилёв объявил, что работы приостановлены из-за загазованности. Никто про второй хлопок ничего не говорил. Даже сейчас не говорят. А он был, — пояснил мужчина.
Вскоре в деле о ЧП на шахте «Листвяжная» появились первые задержанные — 47-летний директор шахты Сергей Махраков, его 59-летний первый заместитель Андрей Молостов и 36-летний начальник участка Сергей Герасименок. Их обвиняют в нарушении требований промбезопасности, которые привели к гибели людей (ч. 3 ст. 217 УК РФ). 27 ноября их арестовали. На суде директор шахты не признал свою вину в произошедшей аварии.
Также под стражу взяли главных государственных инспекторов Беловского территориального отдела Сибирского управления Ростехнадзора. Вячеслава Семыкина и Сергея Винокурова обвиняют в халатности, повлекшей по неосторожности смерть двух и более лиц (ч. 3 ст. 293 УК РФ). На суде инспекторы признались, что не следили за тем, как на шахте устраняются нарушения.
— С проверкой в шахте был, нарушения выявил, но были ли они исправлены — я не знаю, — пояснил Семыкин.
— Я сам в шахте работаю, понимаю, что невозможно выжить в таких условиях. Когда произошел первый взрыв, я думаю, кто был в эпицентре, их сразу положило. А кто работал чуть дальше — у них были шансы выжить, если бы они не задохнулись угарным газом. Этого бы не произошло, если бы вентиляторы сразу остановили. А их выключили позже — когда приехал Цивилёв (около 11 часов утра, через 2 часа после взрыва. — Прим. ред.). И получилось так, что возгорание произошло, вентиляторы раздули по всей шахте газ, и это привело к гибели людей. Я думаю, это неграмотность главного инженера: почему-то была не продумана ликвидация аварии, — отметил Александр Ильчук.
После трагедии многие родственники погибших и сами горняки заявляли о том, что датчики уровня метана и самоспасатели были неисправны. Помимо этого, шахтеры уверяли, что портативные датчики, которые им выдавали перед спуском в забой, уже были заклеены двухсторонним скотчем или пленкой. Например, об этом писал РБК, в качестве доказательств шахтеры показывали фотографии с испорченными приборами.
NGS42.RU попросил ХК «СДС», которому принадлежит шахта, прокомментировать слова шахтеров. В ответ нам предоставили видео. На нем помощник механика участка АБ (аэрологической безопасности) Вадим Валиулин показал газоанализаторы — один, который уже использовался в шахте, и второй, совершенно новый. Валиулин отметил, что вскрыть газоанализаторы, чтобы что-то в них изменить, невозможно без специального ключа. Аппараты тестируются непосредственно перед выдачей горнякам. А для замены фильтров газоанализаторы отправляют на завод-изготовитель.
Помимо этого, официальный представитель Ростехнадзора Андей Виль в своем телеграм-канале сообщил, что ведомство не получало жалоб на неисправные или специально выведенные из строя датчики метана от угольщиков Кузбасса, в том числе сотрудников шахты «Листвяжная».
— Антон шел на риск ради семьи, зарплаты. Никто же не знал, что так получится. Их заставляли выполнять норматив. Есть метан? Ну и что — закрыли датчик, спустили вниз. Кому такой работник нужен, который остановит производство? Тогда угля и зарплаты не будет, — сказал Александр Ильчук.
Также мужчина отметил, что погибший шахтер работал на «Листвяжной» с 2015 года, а до этого — на шахте «Чертинская-Южная».
После аварии на шахте «Листвяжная» в регионе начались проверки соблюдения требований законодательства о промышленной безопасности и охране труда. Сотрудники прокуратуры с привлечением специалистов Госинспекции труда, МЧС, Ростехнадзора, Государственного пожнадзора и органов исполнительной власти проверяют шахты и разрезы в Кузбассе. Так, с 26 по 29 ноября 2021 года прокуратура проверила 31 шахту, было выявлено 449 нарушений, возбуждено 180 административных дел, внесено 19 представлений об устранении нарушений закона, объявлено 2 предостережения и принесен 1 протест.
По словам Александра Ильчука, на всех шахтах Кузбасса есть проблемы, но на них закрывают глаза.
— Нигде не лучше, чем на «Листвяжной». В некоторых шахтах даже хуже. Сейчас Цивилёв дал распоряжение — проверить шахты. А что толку? Всегда одно и то же: все работают, нарушений много. Но только начальники узнают, что идет инспектор, — все работы приостанавливаются и начинают готовиться к проверке. Только инспектор уходит — опять бардак. Инспекция вся в Белове куплена. Здесь кругом коррупция: угольная мафия. Это бизнес, мы же стоим все на угле. Конечно, сейчас везде будет строго — все шахты за голову схватились. А до трагедии было — инспектор пришел, штраф выписал, и всё. Может и больше штраф выписать, чтобы себя прикрыть, мол, проверки и предписания были. А в следующий раз пришел, написал, что всё устранено, а сам даже не спустился в шахту, не проверил ничего — бумаги в комбинате подписали, и всё, всё «прекрасно» работает. Сейчас возьмутся за шахты, но это ненадолго. Годик, и всё утихнет. 1 ноября на «Байкаимской» было возгорание. Вполне возможно, что она тоже могла взорваться, — отметил мужчина.
ООО «Шахта Байкаимская» — единственная шахта АО УК «Кузбассразрезуголь» (предприятие сырьевого дивизиона Уральской горно-металлургической компании (УГМК).
По мнению Александра Ильчука, причина трагедии — халатность и нарушение техники безопасности. Мужчина отмечает, что у руководителей нет времени устранять все предписания. Если будет всё строго, по правилам, тогда добыча угля будет меньше.
— Да, что-то стараются выполнять по технике безопасности, но если это мешает добыче угля, то глаза закрывают. Где платят больше денег, там меньше уважают сотрудников. Ты — раб. Мы понимаем, что могут быть аварии, но все молчат, потому что у всех семьи и кредиты, — пояснил мужчина.
Стоит отметить, что о причинах гибели шахтеров NGS42.RU рассказывали ранее Минуглепроме Кузбасса. При подготовке материала к годовщине другой аварии, на шахте «Распадская», в Министерстве перечислили основные причины гибели горняков до 1 апреля 2021 года. По словам специалистов, аварии происходят из-за нарушений техники безопасности на всех уровнях:
из-за своего формального характера действующие на предприятиях системы безопасности не способны прогнозировать риски и предупреждать их;
низкий уровень производственного контроля допускает работу на неисправном оборудовании, без наряда, с нарушением проектно-технической документации;
сама проектно-техническая документация выполнена на низком уровне;
недостаточная квалификация персонала предприятий, прежде всего руководящего состава, не позволяет организовать безопасность;
требования безопасности системно нарушаются на всех уровнях — от рабочих до руководителей.
Ранее NGS42.RU выяснил историю шахты «Листвяжная» и узнал, чем известен теперь уже бывший директор предприятия. Также мы собрали биографии потерявшегося в шахте звена ВГСЧ. Власти назвали все имена погибших.
ООО «Шахта "Листвяжная"» находится в Беловском округе. Предприятие входит в состав АО «СДС-Уголь», которое является учредителем шахты. По данным «Контур.Фокуса», на конец 2020 года выручка составила 9,4 млрд рублей, чистая прибыль — 836,7 млн.