В последние годы Кузбасс всё чаще приковывает внимание крупными событиями из мира культуры. В регионе не только строится Сибирский кластер искусств, но и проводятся различные фестивали, показы известных постановок. Одним из самых незабываемых и в чем-то даже вызывающих мероприятий прошлого года стал Международный фестиваль «Сверкающие грани театра», среди организаторов которого был Иван Крылов.
Горожанам он знаком как актер кемеровского драмтеатра, но с недавних пор Крылов перешел на пост директора театра кукол. Также он занимает должность председателя регионального союза театральных деятелей и пишет кандидатскую диссертацию.
В преддверии Международного дня театра корреспондент NGS42.RU Александр Левчук поговорил с Иваном Крыловым о том, как привить в людях тягу к искусству, об ошибках прошедшего театрального фестиваля и культуре Кузбасса в целом.
«Искусство — это разрыв шаблонов»
Уже несколько лет в Кемерове строятся объекты культурного кластера, часть из них уже введена в эксплуатацию. Однако многие кузбассовцы до сих пор не понимают, зачем в регионе строятся объекты культуры вместо новых поликлиник или школ.
— Мне жаль людей, которые думают, что надо вкладываться в медицину, образование, а в культуру — нет. Что вы делать будете потом? Только внутренняя культура и нравственные законы, на которые искусство воздействует, может помочь мыслить не как все. Образование дает нормы, а искусство — это разрыв шаблонов. Да, дети будут здоровыми, сильными, образованными, но они не будут Моцартами. Нет ничего хуже, чем быть как все, — заявляет Иван Крылов.
Артист признается, что он завидовал Новосибирску, где есть театр оперы и балета, который теперь строят в Кемерове. Он считает диким вопрос, зачем это надо региону. Ответ прост — чтобы Кузбасс воспринимали как культурную столицу, а не краем, где по улицам ходят медведи.
При этом Крылов согласен, что новости о культуре не особо востребованы у читателей. Но это, по его словам, не только кузбасская проблема, а общемировая. Причину этого он видит в представлении людей о театре как о приложении к литературе, а не самостоятельному виду искусства. Например, в театре кукол идут в том числе спектакли для взрослых, но далеко не все кемеровчане об этом знают. Привить любовь к искусству может проект «Театр + Школа» и активное внедрение «Пушкинской карты».
— Раньше родители говорили: «У меня нет денег, чтобы ребенок самовоспитывался». Теперь государство тебе дает эту возможность. Твоя задача лишь бесплатно получить карту и вменить своему ребенку сначала, наверное, насильно, что нужно идти. Со временем все эти мощные программы дадут нам образованного, культурного человека. Может быть, мир техники в будущем и будет прекрасен, но всегда нужен философ, который поймет, зачем мы эту технологию создаем. Я верю, что в 2033 году мы на улицах города увидим 17-летнего юношу и девушку, которые понимают, зачем они ходят в театр, — считает Крылов.
«Мне запомнилось, что в блокадном Ленинграде все вышли, когда зазвучала музыка. Кусок хлеба помогает, но искусство вдохновляет, дает силы выстоять»
По мнению нашего собеседника, сегодня театры дают актерам возможность творить не только в рамках постановок, но и участвовать в перформансах. Причем делать это можно не только в стенах учреждений. Уличные мероприятия привлекают людей, вовлекая их в действие. И для некоторых это оказывается первым опытом знакомства с миром театра.
— В 2022 году променад-исследования «Нарушая дистанции» стал для меня знаковым. Народ откликнулся и выполнял задания, которые мне казались невозможными. Приходили не только студенты, но и взрослые, простые зрители спектаклей. Казалось, что это не востребовано, в итоге получилось наоборот. Я сам ходил, фотографировал и удивлялся тому, как народ кайфовал. Взрослая бабушка бежала вместе со мной, выполняя квест с таким задором, и потом рассказывала, как она любит регион, — вспоминает артист.
«Вопросы не к региону, от себя не убежишь»: о востребованности и популярности
Многие считают, что добиться успеха в сфере культуры можно только в Москве или Санкт-Петербурге, где и сосредоточена вся театральная жизнь. Поэтому многие представители творческих профессий уезжают в другие регионы. По словам Крылова, из 15–20 выпускников режиссерского факультета в Кузбассе остаются 3–5 человек. Однако такая позиция не более чем миф, ведь единственное отличие Кузбасса от столиц — в количестве съемок в кино.
— Люди, которые не любят наши театры и регион, пытаются сбежать — это их личные проблемы. Вопросы не к региону, от себя не убежишь. Хочешь узнаваемости? Она есть. Хочешь работы? Фильмы, рекламы, мультики снимаются. Требуются мастера с опытом. Креативные индустрии растут, работы для творческих людей — море, — считает актер.
Активное участие в культурной жизни региона окупается не только хорошей зарплатой, но и популярностью. По словам Ивана Крылова, были случаи, когда покупатели в магазинах узнавали его. Но есть и обратная сторона такой популярности. Например, однажды он играл Деда Мороза, когда его узнали.
— Мне стало стыдно. Я понял, что они уже смотрят на меня не как на незнакомого Деда Мороза, а как на человека, который представляет свой театр, и мера ответственности стала другая, — делится актер.
После этого он решил больше не работать на утренниках. Но опыт считает полезным для актеров, ведь на мероприятии можно почерпнуть то, что будет полезно потом в театре.
«При моей коллеге-актрисе когда-то не очень культурный человек сказал: "Ну эта егошняя", и она решила, что обязательно возьмет это в спектакль»
«Тебе кажется, что ты всё уже видел»: о выгорании и конкуренции
Два года назад Иван Крылов стал председателем кузбасского отделения Союза театральных деятелей (СТД), в котором могут состоять артисты, прослужившие на сцене около трех лет. Сейчас в нем почти 300 членов, и он считается самым крупным объединением людей творческого направления в Кузбассе, опережая Союзы композиторов, писателей, дизайнеров. Однако называть СТД профсоюзом, по мнению Крылова, неверно, потому как задача союза — подтолкнуть актера к развитию.
— Выгорание в профессии — частая история. Тебе кажется, что всё уже видел и знаешь, а тут отделение отправляет в командировку, к примеру, на лабораторию 40+. По ходу лаборатории чему-нибудь учится, а значит есть что привезти в регион и показать другим театрам. В этот момент человек понимает, что не в локальной истории существует, а те же процессы круто развиваются в Москве и Санкт-Петербурге, — говорит Крылов.
Для развития СТД Крылов, в отличие от предшественников, стал активно вовлекать студентов — для повышения здоровой конкуренции в актерской среде. Для этого же ежегодно союз финансирует 10 актерских работ: артисты видят, как их коллеги едут со своими проектами в другие регионы, и пробуют делать что-то свое.
«Будет веять карнавалом и цирком дю Солей»: о театре кукол
В конце 2022 года Ивана Крылова назначили директором кемеровского театра кукол. Однако пока работу в драмтеатре актер не оставит — он будет выходить на сцену до конца сезона в тех постановках, где у него нет дублеров.
— Времени не хватает, в театре кукол нет нормированного графика. Много работы и времени уходит на мое знакомство с тонкостями, например, репетиционным процессом. В «драме» мы взяли пьесу и можем вдвоем репетировать, а здесь, чтобы одна такая куколка ожила, над ней могут работать три актера одновременно. Такие моменты мне были неизвестны, — рассказывает Иван Крылов.
Он говорит, что в ближайшее время в театре кукол начнут показывать спектакли для взрослых, поставленные по «мощным» классическим произведениям, которые, в отличие от современных, не теряют своей актуальности с годами.
— Горожане, конечно, должны делать внутреннюю миграцию в постановки других театров, но не думать, что театр кукол исчезает, когда человеку исполняется 14 лет. Наоборот, можно прийти и окунуться в детство. В отличие от других, тут есть больше возможностей и сценических решений для создания мощных образов, — отмечает Крылов.
Об изменении актерского состава речи не идет — артисты сами решат, хотят ли они работать с Крыловым в одной команде.
С середины марта театр временно покинул свое здание на Весенней — там начался ремонт, на время которого артисты будут выступать на нескольких площадках. По словам Крылова, подписано соглашение о творческом сотрудничестве с театром драмы, юношеской библиотекой и дирекцией инновационных программ на Боброва, 1. Также планируются гастроли.
— Конечно, будем активное участие принимать в социальных проектах, еще будет творческий «десант», хотим добраться до Усть-Кабырзы. Параллельно планируем захватить города с проектом «Кукла лечит». Везде, как мне кажется, театр может и словом, и делом, и настроением помочь ребенку и взрослому. Пока известно, что в апреле мы поедем в Юргу и Мариинск со спектаклем, — отметил Крылов.
После ремонта театр кукол станет очень запоминающимся с ярким дизайном. Директор считает, что он удивит своим итальяно-русским мотивом, блеском и пестротой.
— На входе — бежевый, спокойный цвет. А дальше — бешеное движение. Гардероб перенесется. Игрушки, успокою, останутся — стеллажи будут встроены в стены. Во втором фойе будет располагаться очень красивая движущаяся инсталляция в виде Арлекина. Будет веять карнавалом и цирком дю Солей. Задумка — как будто ты попал в сказку, — говорит директор театра.
Ремонтировать театр будет кемеровское ООО «Партнер», с которым Минстрой заключил контракт стоимостью 50,9 млн рублей. Согласно «Контур.Фокусу», компания была образована в апреле 2014 года, учредителем и гендиректором является «Почетный строитель России» Мераби Манвелишвили. На конец 2021 года ООО показало 106 млн рублей выручки и 566 тысяч рублей чистой прибыли. За последние 12 месяцев с фирмой было заключено 8 госконтрактов на общую сумму 202 млн рублей.
«Задача выполнена»: о театральном фестивале и его ошибках
Осенью 2022 года в Кузбассе проходил фестиваль «Сверкающие грани театра». Его программа включала 400 различных мероприятий на разных площадках в городах Кузбасса, в том числе в Кемерове, Новокузнецке, Прокопьевске, Киселевске, Юрге, Калтане, Таштаголе, Белове и других. В том числе жителям региона свои постановки показали театр им. Вахтангова, «Современник», «Лицедеи» и другие.
Одной из немногих недоработок фестиваля «Сверкающие грани театра», по мнению организатора мероприятия, стало большое количество событий, происходящих одновременно. В день доходило до 8 в Кемерове и до 16 — в регионе.
— Насыщенность, с одной стороны, прекрасна, а с другой — не дает зрителю сосредоточится и понять, что выбрать в этом многообразии. А если мне и то и то нравится? В первый раз такое количество звезд приехало в регион. По-хорошему, их надо было рассредоточить. Идея шикарная, когда есть мощный хедлайнер, но персона перекрывала персону. Мне кажется, что у губернатора Кузбасса такие цели прорывные и мощные — быть в лидерах. Когда были разговоры о «Гранях», для меня это была фантастика, — поясняет Крылов.
«Идея шикарная, когда есть мощный хедлайнер, но персона перекрывала персону»
Изначально ожидалось, что фестиваль будет ежегодным, но в этом году он не состоится точно. По словам Крылова, есть идеи трансформации «Граней» в мобильный фестиваль — чтобы он проходил в разных регионах, но в итоге возвращался в Кузбасс.
Тем не менее, добавляет наш собеседник, основная задача фестиваля — найти нового зрителя в регионе — выполнена и в театрах по всей области выросло число посетителей.
Некоторое время назад корреспонденты NGS42.RU побывали в закулисье театра кукол и выяснили, как создают его героев и декорации, а также кто над ними трудится. Также мы рассказывали, что в культурном учреждении проводятся новогодние представления, и публиковали список других мест, где можно приобщиться к сказке.