Автор проекта «Города России глазами нейросети» Кирилл Соловьев, называющий себя в соцсетях Кир Sol, с начала этого года начал публиковать у себя на странице людей, которые, по мнению нейросети MidJourney, отображают населенные пункты нашей страны. Как появились образы и почему они стали именно такими — в материале корреспондента NGS42.RU Александра Левчука.
Олицетворяющих города людей Кирилл Соловьев публикует регулярно — практически каждый день он выкладывает по несколько картинок, сгенерированных нейросетью. Сейчас альбом с ними насчитывает около 900 изображений, в том числе есть и связанные с Кузбассом. Многие комментаторы не раз отмечали некую «мрачность» работы нейросетей, но как рассказал NGS42.RU автор, такой стиль он считает скорее фэнтезийным.
— Изначально, еще до волны интереса, был выбран стиль темного фэнтези, ну а дальше уже нет смысла сильно менять его. Хотя я постепенно вывожу из полной мрачности, — рассказал автор.
Он пояснил, что использует только MidJourney, но всегда дорабатывает сгенерированное изображение: перерисовывает некоторые части, коллажирует фоны или части одежды, заменяет руки с более удачных генераций, но не подходящих в первоначальный образ, и прочее. В среднем на одну иллюстрацию уходит около одного часа.
Кирилл рассказал, что много ездил по центральной и юго-западной части России, но на восток дальше Новосибирска пока не уезжал. Он отмечает, что некоторые из тех городов, где он был, похожи на творение нейросети.
— Все образы — это моя фантазия на тему обликов, которая сделана с помощью нейросети, что-то совпадает с какими-то предрассудками, что-то нет, — отмечает художник.
Иллюстратор пояснил, что в запросе для Кемерова он делал акцент на коксохимическом заводе, отсюда и образ алхимика, в Калтане — на ГРЭС и шахтах, Юрге — на тяжелом машиностроении.
Давайте посмотрим, как он совместно с нейросетью увидел города Кузбасса, а заодно узнаете краткую историю этих населенных пунктов.
Междуреченск — один из самых молодых городов Кузбасса, он был основан в 1946 году, до 1955 года назывался Ольжерас. Проживает в нем чуть больше 90 тысяч человек. Экономика города плотно завязана на добыче полезных ископаемых и их переработке. В последнее время там развивается и горнолыжный туризм. Более того, неподалеку есть знаменитые Поднебесные зубья, с которых многие кузбассовцы начали свое знакомство с походами в горы.
Все актуальные новости из этого города вы можете прочитать по этой ссылке.
Еще один шахтовый город, что легко читается на сгенерированном нейросетью изображении. Белово — один из самых старых населенных пунктов региона — в 2026 году он отпразднует свое 300-летие. Именно здесь впервые в Кузбассе открылась первая шахта по добыче угля. Когда-то здесь существовали машзавод, трикотажная фабрика, цинковый завод, мясокомбинат, гормолзавод и хлебокомбинат, но после распада СССР эти предприятия закрылись. Теперь большая часть из 120 тысяч жителей занята в той же угольной сфере, на ГРЭС и железной дороге.
Седовласый алхимик на изображении с иллюстрацией города Кемерова вполне обоснован, ведь даже на гербе областной столицы есть реторта — колба для химических соединений. Именно здесь не первый год «коптят небо» такие предприятия, как «Азот» и «Кокс», к слову, входящие в число основных загрязнителей воздуха.
На сегодняшний день в городе, который недавно отпраздновал 105-летие, проживает около 550 тысяч человек.
Один из самых маленьких — менее 7 тысяч человек, но вместе с тем один из старых городов Кузбасса — Салаир. Почему здесь изображен задумчивый старец? Скорее всего, из-за того, что этот населенный пункт будто магнит притягивает верующих на знаменитый святой источник не только из Кузбасса, но и с соседних регионов. Когда тут был и горно-обогатительный комбинат, начавший свою работу в 1782 году, но он не особо известен даже среди жителей региона, так как до наших дней не дожил.
Еще один угольный город Кузбасса, на территории которого находится сразу девять предприятий по добыче и переработке «черного золота». Основанный в 1917-м и получивший в 1936 году свое название Киселевск в последние годы знаменит не «стахановскими» рекордами, а криминальными трагедиями. Из последних новостей — знаменитое на всю страну нападение на полицейский участок, окончившееся для двух силовиков ножевыми ранениями, и жестокое убийство двух девочек. Про уровень жизни в городе красноречиво рассказали наши читатели в рубрике «Уехать нельзя остаться».
Чем «вдохновлялась» нейросеть в случае с Калтаном, сказать сложно. Названный не то в честь молодого соболя, не то черного камня, моногород известен своей ГРЭС, на работу которой постоянно жалуются местные жители, да несколькими шахтами, добывающими уголь рядом с населенным пунктом. Единственный знаменитый на весь мир уроженец города — футболит Александр Головин, определенно не был прообразом для генерации.
В отличие от предыдущего города, в случае с Прокопьевском всё максимально понятно. Около 400 лет назад на месте будущей «столицы мира» появилось село, названное в честь Прокопия Устюжского — святого РПЦ. Сейчас здесь живет около 170 тысяч человек, и, как и в других местах Кузбасса, многие люди работают на местных угледобывающих им перерабатывающих предприятиях. К слову, именно Прокопьевск когда-то считался центром добычи коксующего угля в стране.
Харизматичный и мощный мужик в цепях явно никакого отношения не имеет к главе Новокузнецка Сергею Кузнецову, который недавно озвучил идею о переименовании второго по возрасту города Кузбасса. Этот образ олицетворяет металлургов, в том числе благодаря которым СССР победил во Второй мировой войне, ведь именно здесь готовили сталь для танков и орудия, необходимых на фронтах. Недаром второй в регионе по количеству жителей населенный пункт отмечен статусом «Город трудовой доблести».
Еще один город трудовой доблести и воинской славы Кузбасса — Ленинск-Кузнецкий. Здесь, как и в Новокузнецке, процветает не только угледобыча и его переработка, но есть и предприятия металлургии. Но «черное золото» всё же дает городу основные налоговые поступления и обеспечивает работой большинство из 90 тысяч местных жителей. Усталый бородатый мужчина в этом образе и правда легко отождествляется с этим трудовым населенным пунктом.
Известный с 1770-го и основанный в 1826 году город Мыски сейчас не очень похож на молодого охотника, которые здесь были основными жителями в XVII–XVIII веках. Эта территория уже давно находится в плачевном состоянии из-за стабильного сокращения населения и закрытия предприятий. Похоже, власти Кузбасса не особо верят в него, и даже новая трасса, которую хотят построить, чтобы связать Красноярский край, Алтай, Хакасию и Кузбасс, пойдет в обход.
Город Таштагол нечасто становится героем новостей, большую популярность имеет соседний поселок Шерегеш, который уже более 60 лет является главным горнолыжным курортом Сибири. Девочка в народной одежде олицетворяет первых жителей этой территории — шорцев. Примечательно, что само название образовано от двух слов тюркского языка и значит «каменная река».
Живет тут около 20 тысяч человек, но через этот город ежегодно проезжает порядка 1,5 млн человек, поэтому в ближайшее время судьба Мысков Таштаголу точно не грозит, тем более что в территорию инвестируют огромное количество бюджетных и привлеченных средств.
Зная историю старейшего города Кузбасса — Мариинска, его легко можно соотнести с образом мужчины в хорошем дорожном костюме, при часах и украшениях. Но есть одна деталь — свое название он получил в честь женщины, а не представителя сильного пола. В XVII–XVIII веках здесь жили и останавливались после долгой дороги на Московском тракте купцы и путешественники, а теперь это лишь часть истории. Единственное эффективное предприятие — ликеро-водочный завод, добыча ископаемых тут не ведется, но население в 40 тысяч граждан в городе остается стабильным более 60 лет.
Женщину на фоне некоего механизма в целом можно соотнести с Юргой — город известен своими предприятиями, связанными с машиностроением. Но всё же мужской образ подошел бы лучше, так как именно эта территория знаменита военной частью, в которую свозили всех мобилизованных не только из Кузбасса, но и с других территорий.
Здесь, как и в предыдущем городе, количество местных жителей остается стабильным более полувека — постоянно живет тут около 80 тысяч человек, при этом есть примеры, как сюда переезжают даже из областной столицы.
Честно говоря, не очень понятно, чему так «радуется» Анжеро-Судженск. За последние 60 лет население города, живущего сейчас за счет нескольких предприятий и пары-тройки шахт, сократилось почти вдвое. Одна из бед города — экология, а именно чадящий террикон, который всё никак не могут рекультивировать. Еще один инфоповод, который недавно подбросила Анжерка, — арест главы, чему очень обрадовались местные жители.
Город Топки многие считают одним из самых чистых городов Кузбасса. Вероятно, это связано с тем, что на территории из производств есть только «Топкинский цемент», также на экологию влияет железная дорога, вокруг которой, собственно, и возник населенный пункт, что, вероятно, и отображено в иллюстрации нейросети. Подтверждает чистоту и отчет Росприроднадзора, согласно которому там регистрируют всего 14 тысяч тонн выбросов в атмосферу, что вполне устраивает порядка 25 тысяч горожан.
Железная дорога на картинке с Тайгой тоже вполне объяснима, ведь именно за счет поездов и вагонов с грузами живет город. В нашей рубрике «Уехать нельзя остаться» две горожанки рассказывали о жизни в городе и в целом, их истории довольно похожи, хотя одна считает Тайгу почти идеальной, а другая — умирающей. Но обе они сошлись на мысли, что если ты никак не связан с РЖД, то найти достойную работу тут просто невозможно. Тот факт, что население Тайги стабильно сокращается последние 10 лет — тому подтверждение.
К слову, некоторое время назад наши корреспонденты тоже обращались к помощи нейросетей, с помощью которых те показали, как они представляют себе Кузбасс и его некоторые территории. В отдельных случаях вышло даже очень похоже.