Наверное, нет такого человека, кто бы ни разу не ездил на автобусе. Мы платим 27–30 рублей, а вы задумывались, кто в итоге их получает? Ранее NGS42.RU подробно разбирался, кто зарабатывает на общественном транспорте в Новокузнецке. Тогда мы выяснили, что на рынке автобусных перевозок южной столицы Кузбасса есть доминирующий игрок, а еще трое пытаются с ним конкурировать.
Сегодня очередь дошла до Кемерова, и оказалось, что тут рынок автобусов похож на новокузнецкий, только выделяется не один, а два ведущих игрока.
«Кемеровская транспортная компания»
Большинство направлений, согласно реестру маршрутов Кемерова и близлежащих территорий, обслуживает «Кемеровская транспортная компания» («КТК»). Она организует движение автобусов на 87 из 158 (55,1%) городских и межмуниципальных маршрутов.
Полный список автобусных маршрутов, на которых работает «КТК»
1, 4, 5, 7, 8, 9, 10, 13, 15, 16, 19, 23, 23а, 24, 26, 27, 31, 32, 36, 37, 39, 42, 48, 49, 51, 53, 57, 64, 65, 66, 71, 80, 81, 82, 83э, 84, 85, 86, 87, 88, 89аэ, 89э, 90а, 91, 94, 98, 100, 101, 124, 126, 127, 142, 145, 146, 147, 148, 150, 152, 155, 155а, 158, 158а, 161у, 162, 163э, 168, 170э, 171э, 172э, 173э, 176, 179э, 183, 184, 187, 188, 192, 197э, 200а, 201, 202, 203, 204 226, 279э, 327э, 416.
По данным сервиса «Контур.Фокус», АО «КТК» было образовано в 2017 году. Изначально учредителем общества указывалась мэрия Кемерова, сейчас сведения об акционерах скрыты, гендиректором значится Михаил Кошелев. По итогам 2023 года, по сравнению с 2022-м, выручка компании увеличилась с 625,4 до 805,3 млн рублей, а чистая прибыль 134,6 млн сменилась чистым убытком 36 млн.
В 2021-м компания попала в эпицентр скандала. Тогда «КТК» сотрясали финансовые проблемы, из-за которых водителям долго не перечисляли зарплату, что вынудило их начать забастовку. Впоследствии долги все-таки погасили.
«Пассажиравтотранс»
Государственное предприятие Кузбасса «Пассажиравтотранс» отвечает за курсирование автобусов по 53 маршрутам (33,5%). Из них только один (№ 33) считается городским, а остальные — межмуниципальными, то есть проходящими и по Кемерову, и по окрестным территориям.
Полный список автобусных маршрутов, на которых работает «Пассажиравтотранс»
6, 17, 33, 59, 77, 102, 103, 104, 105, 105а, 106, 107, 108, 109, 110, 112, 113, 115, 116, 117, 119/125, 120, 121/121а, 122, 123, 128, 128а, 130, 131, 135, 139, 140, 141, 144, 154, 156, 159э, 160э, 161э, 164, 165, 166/167, 168/169, 177/169, 180, 182э, 185э, 186э, 191, 193, 194, 205, 244.
ГПК «Пассажиравтотранс» создали в 2005 году. Предприятие курирует в Кузбассе междугородние пассажирские перевозки на автобусах, организует их в некоторых округах, а также управляет автовокзалами. Учредителем организации выступает Министерство транспорта Кузбасса, гендиректором — Владимир Юдин.
В прошлом году компания показала заметный рост выручки — с 1 млрд 465 млн рублей, которые были в 2022-м, до 2 млрд 18 млн рублей. Но это не помогло «Пассажиравтотранс» не уйти в минус: уже второй год предприятие терпит убытки. В 2023-м, по сравнению с предыдущим периодом, чистый убыток увеличился с 372,7 до 453,6 млн рублей.
Ранее в этом году на кемеровском автовокзале «Пассажиравтотранса» как минимум дважды отменяли несколько междугородних рейсов из-за сложных погодных условий. В 2022-м один из автобусов предприятия задымился во время движения в Кемерове, к счастью, обошлось без пострадавших.
ООО «Гепард»
Общество «Гепард» выводит автобусы на четыре (2,5%) кемеровских маршрута. Речь идет о направлениях № 3, 12, 14 и 35.
Фирма ведет деятельность с 2010 года, ее учредителем и директором является Максим Киреев. Ему также принадлежит компания по торговле автомобилями ООО «Зонг Тонг Центр Рус», которая, судя по финансовым показателям в «Контур.Фокусе», фактически не функционирует.
ООО «Гепард» в 2023 году достигло выручки 86,5 млн рублей — это почти на 20 млн больше, чем в 2022 году. В то же время на смену чистой прибыли в 10,5 млн за год пришел чистый убыток 6 млн.
В январе 2024-го водитель автобуса фирмы «Гепард» на остановке в Кемерове преждевременно закрыл дверь, из-за чего в ней зажало школьника. Через несколько секунд ребенок упал на землю и получил травмы. Тогда СК возбудил уголовное дело по статье об оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности, подробности больше не сообщались.
ООО «СибПлодТранс»
Компания «СибПлодТранс» перевозит кемеровских пассажиров по трем (1,9%) направлениям. Это автобусные маршруты № 52, 56 и 228.
Организация с необычным названием появилась в 2013 году, ее владельцем и директором выступает Сергей Букатов. Согласно «Контур.Фокусу», на него также оформлена компания по аренде и лизингу транспорта и оборудования ООО «ПазТранс», однако финансовые показатели указывают, что она фактически не работает.
В отличие от предыдущих перевозчиков, «СибПлодТранс» в последние годы показывает прибыль, хоть она и снижается. В 2023-м относительно 2022-го его выручка сократилась с 226,3 до 148,9 млн рублей, чистая прибыль упала с 12,9 до 7,7 млн.
«СибПлодТранс» тоже не смог избежать попадания в медиапространство. В апреле 2024-го водитель автобуса компании на пешеходном переходе наехал на пенсионерку, в результате ее госпитализировали с травмами. Полицейские проводили проверку по факту инцидента, о ее результатах не сообщалось.
Индивидуальные предприниматели
В Кемерове в сфере автобусных пассажирских перевозок работает шесть ИП. На них приходится в общей сложности 11 маршрутов (7%). Больше всего направлений, три, обслуживает предприниматель Ирина Попова. В ее зоне ответственности маршруты № 2, 99 и 111.
По сведениям «Контур.Фокуса», Попова создала ИП с основной специализацией на пассажирских перевозках сухопутным транспортом в 2006 году. Раньше она входила в состав кемеровского союза перевозчиков, но в 2020-м эта организация была ликвидирована. Финансовые показатели ИП не раскрываются.
Еще один бывший член городского союза перевозчиков, Мария Рожкова, в качестве ИП организует движение автобусов по двум направлениям — это маршруты № 18 и 45. Рожкова ведет деятельность с 2010 года, ее финансовые результаты также не приводятся.
Два других маршрута, № 54 и 227, согласно «Контур.Закупкам», должна курировать ИП Юлия Сатина. Однако в «Контур.Фокусе» указано, что в марте 2024-го она по собственной инициативе прекратила работу в статусе предпринимателя, которую начинала в 2020-м. По информации онлайн-сервисов, отслеживающих передвижение автобусов в Кемерове в реальном времени, маршрут № 54 перешел к «КТК», а № 227 — к другому бизнесмену, о котором речь пойдет далее.
ИП Олег Большанин, помимо маршрута № 227, обслуживает еще два — № 25а и 40. В статусе ИП он зарегистрирован с 2001 года, учредителем или руководителем в каких-либо организациях никогда не выступал. Данные о его выручке и доходах не отражены.
ИП Мария Сваровская отличается от конкурентов тем, что имеет еще и другой бизнес, причем не один. Как индивидуальный предприниматель, она отвечает за кемеровский автобусный маршрут № 22, кроме того, на нее записаны частные транспортные предприятия:
ООО «ТК "Автоколонна 1962"» (выручка в 2023-м — 22 млн рублей, чистая прибыль — 1,4 млн);
ООО «Автоколонна 1985» (выручка в 2023-м — 2,9 млн рублей, чистая прибыль — 185 тысяч).
Вдобавок Сваровская является, судя по «Контур.Фокусу», учредителем фирмы-агента по торговле топливом ООО «Кемуголь» (выручка в 2023-м — 13,7 млн рублей, чистая прибыль — 5,8 млн).
Последний маршрут, № 47, обслуживает предприниматель Евгений Борзыкин. Согласно «Контур.Фокусу», впервые заработать на пассажирских перевозках он решил в 2016-м, когда зарегистрировал ИП, однако уже спустя год он его закрыл. В 2020-м Борзыкин вновь стал действующим ИП и продолжает оставаться до сих пор. Финансовые показатели также неизвестны.
Что еще почитать:
Ранее мы рассказывали о владельцах компаний разных сфер, работающих на рынках Кемерова и Новокузнецка, и об их доходах. В список вошли представители авиаотрасли, коммунальной сферы, фастфуда, общепита, компаний по производству алкоголя и других направлений бизнеса.
Все материалы нашей рубрики можно найти в специальном разделе.