Сегодня утром в кемеровском Парке Ангелов вновь с цветами появятся родственники тех, кто ровно шесть лет назад навсегда остался в стенах полыхающего ТРЦ «Зимняя вишня». Сегодня же начнется рассмотрение апелляции по одному из дел, которые были возбуждены после пожара. А что с остальными осужденными? Рассказываем о судьбах тех, кого обвиняли в смерти 60 человек, 37 из которых были детьми.
Новый круг
Начнем с бывшего главного пожарного Кузбасса Александра Мамонтова. Последние шесть лет он находится в СИЗО и, скорее всего, в колонию так и не попадет. Сегодня, в день шестой годовщины трагедии, начинается очередное заседание по делу, а точнее, рассмотрение апелляции. Вместе с ним все эти годы на скамье подсудимых был Григорий Терентьев — бывший главный госинспектор по пожарному надзору МЧС по Кемерову. Обоих мужчин обвиняли в халатности, допущенной при проверке ТРЦ: по версии следствия, именно они отвечали за проверку злополучной «Зимней вишни», но не сделали этого.
Во время заседаний экс-пожарные утверждали, что в то время действовал мораторий на инспектирование подобных объектов, но их оправдания на приговор не повиляли. Летом прошлого года Мамонтов получил десять с половиной лет колонии и 900 000 рублей штрафа, в том числе за выявленные во время следствия коррупционные дела, а Терентьев — восемь с половиной лет общего режима и 120 000 рублей штрафа.
Потребовалось 10 месяцев, чтобы все потерпевшие, осужденные и другие участники разбирательства получили вердикт, ознакомились с ним и подали апелляцию. Сколько ее будут рассматривать областные судьи, неизвестно.
Как бы то ни было, бывший пожарный инспектор в январе 2024 года вышел на свободу, так и не побывав в колонии — в связи с отбытием им фактического наказания. Мамонтов же еще остается в СИЗО. Возможно, ему всё-таки придется отправиться в места не столь отдаленные, но тоже не слишком надолго, ведь по факту он уже провел в изоляции от общества больше половины срока, к которому его приговорили.
От звонка до звонка
Незадолго до Нового года из нижнетагильской колонии вышел бывший спасатель Андрей Бурсин. В день пожара он был первым, кто прибыл к «Зимней вишне», со своим звеном начал разведку задымленных помещений и какое-то время руководил тушением.
Как известно, суд признал экс-пожарного виновным в том, что он неправильно организовал разведку и работу звеньев. В интервью NGS42.RU он рассказывал, что за годы судов так и не услышал версий, как он с двумя напарниками должен был вывести из окутанного дымом объекта торговли на свежий воздух 60 человек.
В итоге его приговорили к шести годам колонии, но, отсидев в тюрьме около полугода, он освободился. Бурсин остался жить в Кемерове с семьей.
Из СИЗО на операцию
Ни одного дня в колонии не провел другой бывший спасатель — Сергей Генин. Он 25 марта 2018 года вытащил найденного во время обследования здания Михаила Трусова — мужчина оставил в кинозале детей и ушел за помощью, но потерял сознание, надышавшись дымом. По чистой случайности звено Генина наткнулось на Трусова и доставило его к медикам.
Суд признал его, как и Бурсина, виновным в халатности, поскольку бывший пожарный должен был спасти людей, но не сделал этого. Его приговорили к пяти с половиной годам колонии.
В СИЗО у Генина нашли рак, а когда это стало известно СМИ, мужчину отправили в кузбасский онкодиспансер. Какое-то время он был под наблюдением конвоя в одиночной палате, но потом ему изменили меру пресечения на подписку о невыезде и стражу сняли. А через два месяца и вовсе освободили по факту отбытия наказания.
В интервью NGS42.RU Генин рассказал, как узнал об опухоли, какие у него планы на жизнь и как проходило лечение под взорами конвоиров. До сих пор бывшего спасателя пытаются спасти от онкозаболевания, больше года он курсирует между Москвой, где его лечат, и Кемеровом.
Врачебная тайна
В первые дни после пожара в СИЗО попало практически всё руководство ТРЦ: гендиректор ОАО «Кемеровский кондитерский комбинат» (компания — собственник ТЦ) Юлия Богданова, технический директор комбината Георгий Соболев и гендиректор ООО «Зимняя вишня» Надежда Судденок. Последняя, по решению суда от июня 2023 года, должна была сидеть в колонии общего режима тринадцать с половиной лет. Но спустя пять месяцев после оглашения приговора, источники NGS42.RU заявили, что женщина на свободе. Вскоре эту информацию нам подтвердили официально, объяснив тем, что у Судденок нашли некое заболевание, из-за которого она не может находиться в колонии.
Как сообщали нам источники, какое-то время после выхода на свободу, Судденок жила в Топкинском округе, но потом переехала. Где она находится сейчас, неизвестно.
Прояснить вопрос о ее здоровье нам не удалось: медорганизации ссылаются на врачебную тайну. Связаться с ней также не вышло.
Согласно постановлению «О медицинском освидетельствовании осужденных, представляемых к освобождению от отбывания наказания в связи с болезнью», виновного в преступлении могут освободить при наличии ряда заболеваний, в частности туберкулеза, болезней крови и кровообращения, ВИЧ на поздних стадиях, диабетов, психических расстройств, слепоты и онкологии.
Примечательно, что кемеровчанин Игорь Востриков, у которого при пожаре погибла вся семья, заявил нашему порталу, что у него нет к ней претензий, так как она якобы ни за что не отвечала в ТРЦ. Объектом его нападок в основном были пожарные. Также в беседе с корреспондентом NGS42.RU он предположил, что вскоре на свободу выйдет кто-то еще из осужденных. Отчасти он оказался прав.
Отфутболил срок
Почти два года бывший совладелец «Зимней вишни» Вячеслав Вишневский скрывался от следствия в Польше, пока его не экстрадировали в Россию. Довольно быстро его судили и приговорили к восьми годам колонии строгого режима и штрафу 21 млн рублей, который потом увеличили до 70 млн.
Следствие доказало, что Вишневский дал взятку сотрудникам Госстройнадзора, чтобы те ввели здание ТРЦ в эксплуатацию без проверок, хотя там прошла несогласованная реконструкция помещений.
В колонии он пробыл около полутора лет, выплатил штраф и пошел играть в футбол, в том числе за команду «КДВ» — той самой, которой принадлежал сгоревший ТРЦ. Наши корреспонденты выяснили, что каким-то образом Вишневский отбыл половину срока, к которому его приговаривали, после чего оставшийся срок ему заменили на принудительные работы. В прошлом году он участвовал в трех играх на своей родине, в Томской области, где забил пару голов.
Уже на свободе
Одними из первых после трагедии были арестованы работники ООО «Системный Интегратор» Игорь Полозиненко и Александр Никитин. Фирма отвечала за работу систем пожаротушения, но, как выяснилось во время судов, пульты охраны большую часть времени были отключены. Причина — частая ложная сработка. Мужчинам вменили халатность, но уже в 2019 году отпустили из СИЗО, взяв подписку о невыезде.
Осенью 2021 года их признали виновными и приговорили к шести с половиной и пяти с половиной годам лишения свободы соответственно. А летом 2023 года Никитина освободили, так как он отсидел весь срок в изоляторе.
Что касается Полозиненко, как сообщил NGS42.RU источник, в феврале 2024 года он вышел на свободу.
Он по сей день остается гендиректором созданного в 2005 году ООО «Регионторгсервис», которое занимается оптовой торговлей. Судя по сервису «Контур.Фокус», фирма никакой деятельности не ведет.
Бывшая подчиненная главного инспектора Госстройнадзора Светлана Шенгерей, скрывавшая информацию о нарушениях в ТРЦ, получила в декабре 2021 года семь лет колонии. Но в мае 2023 года она вышла по условно-досрочному освобождению, сообщил NGS42.RU источник.
По неподтвержденным данным, она осталась жить в Кемерове, по другим сведениям, уехала в Ленинск-Кузнецкий. Также есть предположение, что женщина покинула регион.
Пока сидят
Больше всех тюремного срока в этой истории получила бывшая глава Госстройнадзора Танзиля Комкова. Именно ей Вишневский передал взятку. Ее приговорили к восемнадцати годам колонии и штрафу в 80 млн рублей. Также за посредничество на пятнадцать лет в колонию отправился ее сын Эдуард, его бизнес-партнер Никита Чередниченко получил десять лет тюрьмы. Также на двоих их приговорили к штрафу в 140,5 млн рублей.
Остаются в местах не столь отдаленных и двое бывших сотрудников «Зимней вишни». На сегодняшний день Богданова отбыла шесть лет из почти четырнадцати, к которым ее приговорили, Соболеву осталось около четырех лет. Охранник Сергей Антюшин, который не нажал кнопку пожарной сигнализации, летом 2023 года вышел на свободу.
Редакция NGS42.RU приносит свои соболезнования всем, на чью жизнь повлияли те страшные события.
Все материалы по теме мы собираем в отдельном сюжете.