19 октября вторник
СЕЙЧАС -1°С

Плохая экология, шахта под Кемерово и транспортная реформа в Новокузнецке: интервью с замгубернатора Кузбасса

Мы обсудили с Андреем Пановым самые актуальные вопросы региона

Поделиться

Андрей Панов работает в Кузбассе с 2018 года 

Андрей Панов работает в Кузбассе с 2018 года 

Поделиться

Замгубернатора Кузбасса дал большое интервью об экологии, транспорте и промышленности

В 2018 году в администрации Кемеровской области появилась новая должность — заместитель губернатора по промышленности, транспорту и экологии. Сергей Цивилёв назначил ответственным за этот массивный блок Андрея Панова. С 2013-го по 2017 год он работал в Якутии — занимал должность министра промышленности и геологии Республики Саха. До того как стать заместителем Цивилёва, Панов успел поработать заместителем генерального директора международной компании ООО «Таас-Юрях Нефтегазодобыча». Сейчас в подчинении замгубернатора четыре министерства: промышленности, угольной промышленности, транспорта, природных ресурсов и экологии.

Корреспондент NGS42.RU пообщался с заместителем губернатора. Мы задали Андрею Панову самые острые вопросы, которые беспокоят жителей области. Замгубернатора рассказал, что сейчас происходит с экологией Кузбасса. Также он прокомментировал митинги в Новокузнецке и провальный старт транспортной реформы в городе. Кроме того, Андрей Панов высказался о вероятности проведения аналогичной реформы в Кемерово и объяснил, почему кузбасские власти так рьяно отбивают землю под Кемерово у ООО «Шахта "Лапичевская"».

Транспортная реформа в Новокузнецке

18 ноября в Новокузнецке началась транспортная реформа. Мэр города признал — старт оказался провальным. Сергей Кузнецов на следующий день заявил — это подобие стыда и позора, а не транспортная реформа. Оставшиеся без работы новокузнецкие перевозчики стали бунтовать, а местные жители закидали соцсети гневными отзывами о новой маршрутной сети. Как итог: митинги, которые длились несколько дней. Причем прямо в здании новокузнецкой мэрии. Люди требовали отправить в отставку мэра города. Но Кузнецов вышел к протестующим и сообщил, что он работает и ни в какую отставку не собирается.

Одной из причин такой агрессии со стороны местных жителей стал новый перевозчик. Компания из Санкт-Петербурга «ПитерАвто» практически полностью заняла весь рынок пассажироперевозок в Новокузнецке. Как объясняет Андрей Панов, «ПитерАвто» победил в конкурсе, участие в котором могли принять любые предприятия. Питерская компания официально стала победителем большинства крупных аукционов. Но из-за пандемии, как говорит замгубернатора, не все заводы смогли вовремя собрать автобусы и пригнать их в Новокузнецк. Это оказалось первой проблемой. Вторая — нехватка сотрудников. Новокузнечане неохотно идут в «ПитерАвто», поэтому предприятие вынуждено нанимать вахтовиков, не знающих город и маршруты.

— Почему люди не идут в «ПитерАвто»? Тут два момента. Первый — ушедшие с рынка перевозчики надеются, что старая система вернется назад. Второй — люди работали на предприятии, получили расчет. Впереди новогодние праздники. Вероятно, они просто хотят отдохнуть, прийти в себя, а уже потом устраиваться на новую работу. Не бывает ничего нового сразу и спокойно. Всё равно какие-то есть сбои. К сожалению, их изначально было много. Но постепенно их становится меньше. Да и город за эти услуги не платит, предприятию выставляются штрафные санкции. Понятно, что людям от этого не легче. Но тем не менее мы руководствуемся благими намерениями. Хочется, чтобы у нас пассажиров возили хорошие низкопольные автобусы, и им не приходилось карабкаться в эти пазики. За этим будущее, и слава богу, что оно приходит. Плохо, что с такими сбоями. Но здесь есть объективные причины, — говорит замгубернатора.

Как признается сам Панов, питерская компания, по сути, отобрала у местных перевозчиков бизнес. Большую часть рынка пассажироперевозок занял «ПитерАвто». Но и местные предприниматели, как считает замгубернатора, за долгие годы работы могли купить современный транспорт. Но они этого не сделали, да и в аукционах принимать участие не стали.

— По-человечески я их понимаю. Люди спокойно сидели, зарабатывали. Но реформа проводилась не потому, что Кузнецову (Сергей Кузнецов — глава Новокузнецка. — Прим. ред.) было тоскливо. Был в том числе посыл от населения. Люди устали ездить на плохом транспорте. Везде, наверное, так бывает, когда запускаешь что-то новое. Конечно, не всем горожанам нравится, что обычно они ездили по определенному маршруту, а теперь всё по-другому. Им неудобно и они выражают свое недовольство. Честно можем признать, что в основном недовольство выражают те, кто остался без работы. Те, кто работал на пазиках. Те, кто владел этим бизнесом. Конечно, они недовольны. Но прогресс не стоит на месте. Мы хотели бы, чтобы наши люди ездили на современном транспорте, — объясняет Андрей Панов.

Замгубернатора в курсе митингов, которые новокузнечане, в том числе и бывшие перевозчики, устроили прямо в здании администрации города. Местные жители на протяжении нескольких дней требовали встречи с мэром и губернатором, считая, что начатую транспортную реформу необходимо отменить. Андрей Панов рассказал о студентке, которая пришла на митинг только из-за того, что она не может до вуза добраться на привычном маршруте.

— Я сам был студентом, и если бы маршрут перенесли, то я бы просто вставал пораньше, наверное. Но вряд ли бы пошел по митингам и администрациям. Да и обычным рабочим когда днем ходить по демонстрациям? Они работают днем. А митинг был в рабочие часы. Да даже если бы у меня был выходной, то я бы провел его в кругу семьи, отдохнул бы, понимая, что система эта всё равно настроится, — говорит замгубернатора.

Также он рассказал, что в Новокузнецке в круглосуточном режиме продолжает работать оперативный штаб. В его составе и мэр города, и министр транспорта, и директор «ПитерАвто». Ежедневный отчет о работе штаба появляется на сайте администрации города.

— Мы помогаем сейчас не «ПитерАвто», мы помогаем решить проблемы, чтобы наши жители не стояли на остановках. Почему-то некоторые считают, что штаб мы создали для помощи «ПитерАвто». Нам, на самом деле, без разницы, — «ПитерАвто» или кто-то другой. В Новокузнецке сейчас бессмысленно делать шаг назад. Да, у нас есть боязнь чего-то нового, это в крови у многих. Мы боимся перемен, даже если они к лучшему. Как устоялось, так устоялось. Но перемены всё равно нужны, мы должны реализовывать самые лучшие практики в Кузбассе. Плохо, конечно, когда они реализуются таким не очень комфортным для людей способом, — говорит замгубернатора.

Транспортная реформа в Кемерово

В сентябре 2020 года мэр Кемерово Илья Середюк признал: в городе столько проблем с общественным транспортом, что пальцев не хватит пересчитать. Тогда же глава в общении с подписчиками в своем инстаграм сказал, что власти подумывают над транспортной реформой в Кемерово.

— Не будем забегать вперед. Давайте дождемся окончания транспортной реформы в Новокузнецке. Пока, как показывает практика, не все ею довольны. Думаю, не стоит спешить наступать на те же грабли без хорошей подготовки. Но это все-таки международная практика, практика современных городов. К чему мы все тоже стремимся, — прокомментировал вероятность проведения транспортной реформы в Кемерово Андрей Панов.

Строительство шахты под Кемерово

Еще одна проблема, которая уже долгие месяцы не дает спокойно спать кемеровчанам, — это вероятность появления под боком шахты. Шахта «Лапичевская» на этих территориях добывала уголь еще в 1948 году. В 90-е годы предприятие было закрыто как нерентабельное. В 2004 году шахту купили новые собственники и решили возобновить деятельность предприятия. В ноябре 2010 года ООО «Шахта "Лапичевская"» получило лицензию на добычу угля буквально в пяти километрах от экологически чистого района Лесная Поляна. Документ действует до 2035 года. Но в 2018 году на этих земельных участках власти Кемерово и Кемеровского района создали особо охраняемые территории. Это значит, что добывать в этих местах уголь открытым способом нельзя. Как раз тогда Роснедра решили досрочно отозвать лицензию у «Лапичевской». Но предприятие начало активно сопротивляться и обратилось в суд. Тяжбы длятся до сих пор и, как предполагает Андрей Панов, могут продолжаться еще не один год.

— Почему в то время никто не задался вопросом: «А зачем продавать эти земли?» Вопрос к тем, кто принимал решения, за которые сегодня в том числе пытаются обвинить местную власть, которая в нынешнем составе работает всего три года. Я считаю, это неправильно. Нужно приходить к истокам. Когда-то давным-давно была выдана лицензия, куплены эти земли, был план по строительству. Сегодня губернатор, понимая, что это было сделано неверно, и слыша посыл людей, живущих в Лесной Поляне, работает над тем, чтобы лицензию забрали и больше не давали. Но он же остается крайним. Это первый момент. Второй момент: «Шахта "Лапичевская"» допустила ряд нарушений при пользовании лицензией. На основании этих нарушений Роснедра отозвали лицензию, — объясняет замгубернатора.

Андрей Панов признался: власти не хотят, чтобы у Лесной Поляны добывали уголь. Поэтому написали «не одну бумагу» и неоднократно проводили встречи, чтобы не допустить появления шахты или разреза под Кемерово. Как говорит замгубернатора, это раньше было нормальным, что люди жили рядом с разрезами. А сейчас времена поменялись, и каждый заботится об окружающей его экологии.

— Понятно, что собственник этого предприятия будет недоволен, потому что его лишают бизнеса. Он вложил определенное количество денег в этот объект и планировал дальше развивать свое дело. Роснедра считают, что они правы, а «Шахта» считает, что права она. Но даже если и появится там когда-то шахта, не дай бог, уголь как-то нужно оттуда вывозить. А все земли вокруг там принадлежат государству. Это особо охраняемая территория. Никто не даст разрешения строить там дорогу. Мы на компромисс не готовы. Мы будем биться до последнего. Даже если суд примет решение не в пользу Роснедр, то область будет заново инициировать рассмотрение дела. Мы всё равно добьемся своего, — говорит Андрей Панов.

Разрез под Междуреченском

Но довольно контрастно выглядит на фоне такого противостояния кузбасских властей и «Лапичевской» продажа земли под Междуреченском. Участок земли Кумзасский 1–2 Кумзасского каменноугольного месторождения Сибнедра выставили на торги в начале сентября этого года. Общая площадь территории — 10,99 квадратного километра (почти 1100 га). Победитель аукциона — АО «Разрез Распадский» — получил право добывать уголь на этом участке в течение 20 лет. По информации Сибнедр, здесь есть больше 145 тысяч тонн угля марок «КО», «КС», «Т», «А». «Разрез Распадский» заплатил за участок этой земли 448 895 000 рублей.

— Здесь другая ситуация. Разрез будет находиться на расстоянии 24 километров от Междуреченска. Это очень далеко. Есть компания, которая хочет развиваться. Ей нужны запасы, нам нужны рабочие места, нам нужно платить зарплату соцработникам. Это ведь налоговые поступления в областной бюджет. Но это не значит, что там завтра начнут уголь добывать. Сейчас там проведут геологические исследования, проект сделают. Пройдет не один год. В то же время «Распадская» будет помогать местным жителям. Например, компания сотрудничает с администрациями Междуреченска и Новокузнецка. Эти города получат на решение социальных задач 320 млн рублей и 60 млн рублей соответственно. В Междуреченске средства будут направлены в том числе на софинансирование строительства большого оздоровительного комплекса с бассейном, а в Новокузнецке — на улучшение жилищных условий семей, проживающих в домах, расположенных на горных отводах ликвидированных шахт, — рассказал замгубернатора.

Горящий отвал в Новокузнецком районе

Андрей Панов много раз рассказывал в своих соцсетях о тушении скандального горящего отвала недалеко от поселка Апанаса Новокузнецкого района. Он ездил туда лично, сообщал, что там ведутся работы по тушению подземного пожара. По словам Панова, открытого огня ни на одном из блоков отвала нет. Но местами из трещин в земле идет пар и продукты горения от эндогенного пожара. А несколько дней спустя после визита Панова там произошел обвал.

— Сегодня мы пытаемся помочь решить вопрос с этим отвалом и остаемся крайними. Вы где были, когда этот отвал валился? 10 лет этот отвал горит, почему никто не занимался, не тушил? Только начали тушить — все кому не лень написали об этом и вытерли ноги о тех, кто тушит. Это отбивает всякое желание заниматься такими вопросами. Горело оно 10 лет, вот и бы дальше горело? Мы людей несколько раз собирали, объясняли, что когда тушить начнем, то однозначно будут выбросы в атмосферу. «Вы готовы?» — «Готовы». У нас не так мало таких отвалов по Кузбассу, на самом деле, — рассказывает заместитель губернатора.

По словам Андрея Панова, отвал этот никому не принадлежит, поэтому груз ответственности упал на плечи властей. До 2001 года лицензией на добычу угля, в результате отработки которой образовался этот отвал, пользовался разрез «Листвянский». Потом лицензия несколько раз переходила к различным предприятиям, в итоге ее сдали государству.

Проблемы с экологией

Ежемесячно кемеровский Гидрометцентр анализирует состав воздуха в трех крупных кузбасских городах и каждый раз находит в нем интересные примеси разных химических веществ. Больше всех не везет новокузнечанам. Обычно они дышат пылью, оксидом углерода, фторидом водорода, оксидом углерода, формальдегидом и другими веществами. А по итогам 2019 года Кемерово и Новокузнецк вошли в число городов России с наиболее загрязненным воздухом. Такие данные опубликовал Росгидромет. За прошлый год специалисты зафиксировали в новокузнецком воздухе превышение норм следующих веществ: бензпирена, взвешенных веществ, фторида водорода, диоксида азота и даже аммиака.

А губернатор Кемеровской области Сергей Цивилёв тоже неоднократно высказывался на тему экологии в регионе. В интервью журналу Forbes он заявил, что в регионе всё было плохо с экологией по той причине, что много лицензий «нараздавали на новые разрезы». Также Цивилёв поделился, что за годы его пребывания на должности губернатора в регионе активно борются с угольной пылью. А где не борются — там экономически невыгодно.

— Это опять же вопрос к тем, кто занимался всем этим и оставил наследство. Тот же Новокузнецк. Суть была в том, что строили сначала завод, а уже вокруг него — город. А теперь говорят: «Зачем нам этот завод, уберите его». Но если бы не было завода, то не было бы и города. То же самое касается городов, которые появились благодаря угледобыче. Сейчас подросло другое поколение, которое считает, что так неправильно. Хорошо, но не надо удивляться. Я читаю в соцсетях постоянно «такого никогда не было». Но это же неправда. Давайте честными быть друг с другом. «Ой, выпал черный снег, такого никогда не было». Я общаюсь со старожилами, и они говорят: «Да всегда такое было». Другое дело, что это плохо. Да, это плохо. Но в происходящем нет никакой неожиданности, — говорит Андрей Панов.

Замгубернатора честно рассказал, что отчеты по прошлому году действительно показали увеличение выбросов в воздух по всей области. В частности, очень сильно увеличились выбросы метана. Но Панов объяснил, что это газ без цвета и запаха, легче воздуха, он быстро улетучивается и никакого вреда для людей не представляет.

— Другое дело, когда в воздухе появляется бензпирен, сероводород и другие газы, которые действительно могут навредить здоровью. Но у нас идет снижение по этим показателям, в том же Новокузнецке. Там мы работаем по программе «Чистый воздух». Улучшается состояние воздуха здесь даже быстрее, чем мы планировали. Предприятия внедряют новые системы очистки, современные технологии. При этом по отдельным предприятиям у нас идет увеличение объема продукции. То есть мы стали производить больше, но выбросов стало меньше, — говорит собеседник NGS42.RU.

Как рассказывает Панов, мы все очень недооцениваем выбросы из частного сектора. Многие жители просто не оформляют даже договоры на вывоз мусора. Все отходы они сжигают в печи. В итоге в воздух вместе с дымом поднимаются продукты горения не только угля и дров, но и пластмассы, резины и другого едкого мусора. По мнению замгубернатора, в Центральном районе города желательно построить вместо частников современные жилые дома. А там, где современные поселки, — переводить людей на газ.

— Как мы решаем проблемы с экологией: во-первых, разработана стратегия «Чистый уголь — зеленый Кузбасс». У нас проведен достаточно серьезный анализ по всем промышленным предприятиям. Сейчас закончен анализ по коммунальному сектору. Это те же водоочистные сооружения, котельные. По энергетическим компаниям сейчас проводится анализ. Всё это мы собираем в единую систему. По каждому предприятию у нас составлена карта, в которой есть наилучшие доступные технологии, которые позволяют очищать выбросы. Это всё постепенно внедряется в работу. И уровень загрязнения снижается, — рассказал Андрей Панов.

По словам замгубернатора, уже сейчас есть технологии, которые позволяют сжигать тот же уголь до такой степени, что из трубы выходит только водяной пар. Но для того чтобы эту технологию внедрить, нужны деньги.

— Деньги где взять? В тарифе. Но кто из местных жителей готов платить за то, чтобы дышать чистым воздухом? Даже ради чистого воздуха не все поддержат такие преобразования и расходы, — считает заместитель губернатора Кузбасса Андрей Панов.

По теме (21)

Автор

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ1
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ2
  • ПЕЧАЛЬ1

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Хочешь быть в курсе событий, которые происходят в Кузбассе? Подпишись на нашу почтовую рассылку