Кемеровская область была и остается самым криминальным регионом в Сибири по ряду показателей. Убийства и изнасилования, в том числе детей, массовая гибель людей, жестокие и бессмысленные по своей сути преступления — подобные трагические события регулярно происходят в нашем регионе и вызывают большой общественный резонанс далеко за его пределами. Как правило, наиболее скандальные дела берутся на контроль руководителями силовых органов для более дотошного и детального расследования. Глава СКР Александр Бастрыкин, который стоял у истоков создания ведомства — не исключение. Несколько раз он даже лично прилетал в Кемерово, чтобы проконтролировать ход следствия. Что же интересовало председателя Следкома — в материале NGS42.RU.
Оборотни в мантиях
Первое упоминание Бастрыкина на сайте регионального управления СКР датируется 2009 годом. Тогда он лично возбудил дело в отношении теперь уже бывшего арбитражного судьи Ольги Левченко, которую подозревали в мошенничестве. На тот момент женщина занимала свой пост порядка 17 лет. Доподлинно неизвестно, сколько лет она брала взятки и были ли подобные случаи ранее, но суду удалось установить, что через посредника — арбитражного управляющего Евгения Якима — она получила 100 тысяч рублей за помощь в положительном обжаловании решений судов. Суд был недолгим, уже через год взяточница получила два года лишения свободы условно. Чем сейчас занимается 63-летняя экс-судья — неизвестно.
В 2014 году председатель СКР вновь возбудил дело в отношении еще одного бывшего кузбасского судьи. Тогда бывший председатель суда Центрального района Кемерова Анатолий Ильин попросил у адвоката 50 тысяч рублей, чтобы вынести нужное для него решение. Чем закончилось разбирательство и дошло ли оно до суда вообще, ведомство не сообщало.
Еще через год завершилось расследование другого возбужденного Бастрыкиным дела в отношении судьи. На скамье подсудимых оказалась Евгения Шпирнова, ранее прославившаяся рождением тройни. Ее признали виновной в получении взятки от сотрудника ППС, который попался пьяным за рулем автомобиля. Дело было направлено на рассмотрение суда, который в итоге обязал многодетную мать выплатить штраф в 1,4 млн рублей и запретил ей занимать должности в правоохранительных органах.
Пока пыль не осела
Авария на шахте «Ульяновская», о которой NGS42.RU подробно рассказывал в очередную годовщину трагедии, также была взята на карандаш Бастрыкиным. В 2010 году, спустя три года после взрыва, президент РФ Владимир Путин обратил внимание, что на скамье подсудимых по делу о гибели 110 работников предприятия находится всего два человека. После того, как глава СКР поручил более детально разобраться в произошедшем, следствие нашло более 40 причастных к произошедшему. К 2014 году большая часть подозреваемых не понесла наказания, приговор услышали только 10 человек. Бывший директор шахты Андрей Функ был помилован Путиным в 2017 году, а через три года он скончался от удара током.
В том же 2014 году Бастрыкин прибыл в Кемерово на встречу с вдовами шахтеров, погибших на шахте «Распадская». Помимо этого, он провел совещание, на котором сообщили о проведении порядка 250 экспертиз, опросе 900 свидетелей и потерпевших и 90 обысках. К тому моменту причина аварии, которая унесла жизни 91 человека, была неизвестна. Впоследствии Ростехнадзор назвал 15 человек, которые, по мнению ведомства, виноваты в случившемся, но наказание никто не понес из-за изменений в УК РФ. Более подробно о причинах аварии мы рассказывали ранее.
Авария на шахте «Листвяжная», которая входит в «СДС», стала причиной очередного визита главы СКР в Кузбасс. Здесь он заслушал доклады о ходе следствия, возложил цветы в память о погибших спасателях и горняках, встретился с их родными, а также «потребовал восстановить всю цепочку произошедших событий». В деле и правда есть несостыковка, например, на вопрос, почему между аварией и сигналом о происшествии прошло порядка 40 минут, ответа нет до сих пор. Судя по предыдущим угольным делам, решения придется ждать еще долго. Глава холдинга «СДС» Михаил Федяев, которого брали под стражу, отпущен из СИЗО, остальные фигуранты дела пока так и остаются под арестом.
Последним на сегодняшний день делом, связанным с угледобычей в Кузбассе, которое взял Бастрыкин под свой контроль, является авария на шахте имени Рубана, где произошло самовозгорание залежей топлива. К счастью, никто во время инцидента не пострадал.
Огненные дела
Естественно, пожар в «Зимней вишне» не остался без внимания Бастрыкина. Здание еще горело, когда он взял расследование под личный контроль и вылетел в Кемерово. Прошло почти пять лет с того дня, когда погибли 60 человек, а окончательная точка в этом деле до сих пор не поставлена. Приговоры уже огласили бывшему совладельцу печального известного ТРЦ Вячеславу Вишневскому, который дал взятку для получения разрешения на ввод, и получившей ее экс-главе госстройнадзора Танзилю Комкову с сыном и подчиненной, пожарным Сергею Генину и Андрею Бурсину, а также ряду бывших сотрудников центра. Решения до сих пор ждет бывший глава МЧС Александр Мамонтов и один из его подчиненных.
В 2022 году под взор силовика попал пожар в Тяжине, где сгорели более 100 построек и который стал первой ласточкой в череде возгораний по всему Кузбассу.
Убийства и пропажи
В 2021 году Александр Бастрыкин требовал у своих подчиненных доклад о расследовании дела об осквернении памятника погибшим в ВОВ в городе Белово. Предполагается, что надписи на монументы сделали подростки.
В августе стало известно о пропаже 16-летней кемеровчанки, местонахождение которой не могли установить больше месяца. После того, как глава СКР взял дело под свой контроль, она нашлась в течение суток.
Следил силовик и за шокирующим убийством женщины с двумя детьми 27-летним кузбассовцем, который после совершения преступления неким образом надругался над телами своих жертв. Суд решил, что мужчина больше не увидит свободы, проведя в тюрьме всю оставшуюся жизнь.
Последнее на сегодняшний день поручение Бастрыкина, которое касается Кузбасса, — доклад о результатах проверки драки в школе в Топках, которую якобы пыталась скрыть директор учебного учреждения.
Примечательно, что с 2018 года на сайте кузбасского управления СКР практически пропали упоминания руководителя ведомства в контексте расследования уголовных дел. В основном рассказывается о его вкладе в празднование Дня Победы в рамках эстафеты «Дорога памяти», в воспитание патриотизма в подрастающем поколении, награждения за конкурсы рисунков, спортивные и общественные мероприятия, в том числе не связанные с Кузбассом.