Ровно год назад, 18 ноября 2020 года, в Новокузнецке началась активная фаза так называемой транспортной реформы. Перевозить горожан по измененным автобусным маршрутам стали новые компании, доминирующее положение среди которых занимало ООО «Питеравто» из Санкт-Петербурга. Пассажирам с первого дня обещали массу удобств и преимуществ по сравнению с прежней системой, однако в реальности начало реформы обернулось коллапсом и массовым недовольством новокузнечан. О причинах и обстоятельствах случившегося, а также о текущей ситуации с автобусными пассажирскими перевозками мы поговорили с одним из разработчиков транспортной реформы Денисом Новохацким.
Новохацкий также является официальным представителем управления по транспорту и связи администрации Новокузнецка, заместителем директора муниципального трамвайно-троллейбусного предприятия Новокузнецка и руководителем проектного офиса по развитию общественного транспорта в городе. — Прим. ред.
О сути реформы
— Денис, напомните, для чего вообще Новокузнецку нужна была транспортная реформа?
— Во-первых, реформа обусловлена изменениями в федеральном законодательстве. Постепенно практически во всей России муниципалитеты должны перейти на систему организации местных пассажирских перевозок по типовым контрактам. И за право получить эти контракты везде будут проводиться электронные аукционы (тендеры), в которых перевозчики смогут свободно конкурировать. Новокузнецк перешел на такую систему одним из первых в стране.
Новые требования федерального законодательства совпали с рядом обстоятельств на местном уровне. Именно к 18 ноября 2020 года истекали лицензии на право обслуживания автобусных маршрутов у прежних перевозчиков (их заранее оповестили, что эти лицензии администрация города продлевать не будет). Помимо этого, назрела необходимость переработать саму систему маршрутов, поскольку многие из них дублировали друг друга, перевозка людей по ним была экономически неэффективной. В результате число маршрутов уменьшилось примерно с 80 до 50.
Также нас не устраивало, что горожан в основном перевозили на устаревшей технике, не соответствующей требованиям сегодняшнего времени. Сейчас же каждый маршрут у нас обслуживают современные экологичные автобусы, каждому из которых не более двух лет. Плюс они оформлены в едином привлекательном стиле, я считаю, это солидно, это плюс к имиджу города.
Есть еще одна проблема, которую позволила снять реформа — раньше в Новокузнецке на части маршрутов действовал регулируемый тариф, устанавливаемый региональной энергетической комиссией, а на другой части — нерегулируемый, устанавливаемый перевозчиками. Это было неудобно для горожан, часто возникала путаница. Плюс при нерегулируемом тарифе, как правило, не применялись все те льготы для пассажиров, которые предусмотрены законами разных уровней. Теперь же у нас везде исключительно регулируемый тариф — то есть полная ясность для горожан относительно системы оплаты с максимально широким применением льгот.
— Большинство тендеров за право перевозить пассажиров в Новокузнецке с 18 ноября 2020 года выиграла компания «Питеравто». Местные частные перевозчики, вытесненные организацией из Санкт-Петербурга, говорили, что условия для участия в аукционах были сформированы так, что подать заявку на них могли только очень крупные компании, как раз такие, как «Питеравто».
— Не согласен. Условия на тендерах для всех одинаковые, и местные перевозчики вполне могли заявиться на них как самостоятельно, так и объединившись в какое-то единое юрлицо. Между прочим, в каждом тендере с «Питеравто» конкурировала как минимум одна организация, а то и несколько. Каких-то невыполнимых требований там не было. Но местные перевозчики просто-напросто не захотели этого делать. Когда мы с ними общались и интересовались, какого бы развития событий они желали, звучал ответ в духе «хотим оставить всё как есть». Но очевидно, что «как есть» больше оставаться не могло.
О проблемах начального этапа
— Почему 18 ноября 2020 года в Новокузнецке произошел коллапс в сфере перевозки пассажиров на автобусах?
— Компания «Питеравто», которой, как вы заметили, досталось право с 18 ноября обслуживать подавляющее большинство городских автобусных маршрутов, на стартовом этапе не справилась с взятым на себя объемом работы. В первый день перевозчик выпустил на линию лишь около 100 автобусов из 300 необходимых. Само собой, такого количества техники не хватило, чтобы перевезти всех пассажиров и сделать это вовремя.
ООО «Питеравто» образовано в 2003 году, компания зарегистрирована в Санкт-Петербурге. Ее нынешний гендиректор — Юрий Лыков. Основной вид деятельности — «деятельность сухопутного пассажирского транспорта: перевозки пассажиров в городском и пригородном сообщении». Учредителем организации с долей 73,9 % является Леонид Бондаренко, доля 25,8% принадлежит ООО «Автотранспортная Компания», 0,3% — ООО «Дарапти» (обе фирмы — из Санкт-Петербурга). По итогам 2020 года баланс «Питеравто» составлял около 1,7 миллиарда рублей, выручка — около 1,8 миллиарда рублей, чистый убыток — почти 407 миллионов рублей.
— Было ли на тот момент у «Питеравто» 300 автобусов в Новокузнецке? Ходили слухи о задержках с их доставкой в город.
— Да, основная часть техники тогда уже была здесь. Если какого-то количества автобусов и не хватало, то оно было незначительным.
— Из-за чего тогда на маршруты вышло меньше половины автобусов?
— Представьте: есть площадка, база, где стоят 300 автобусов. На этой базе всего трое ворот. Выпуск техники нужно организовать так, чтобы все не просто выехали, а выехали в правильном порядке. Грубо говоря, первыми должны стартовать те автобусы, у которых точки начала маршрутов максимально удалены от базы, а последними — те, у кого эти точки находятся поблизости. Очевидно, на первых порах перевозчик решил эту задачу не в полном объеме.
Возникла проблема и с водителями автобусов. Не секрет, что многих из них «Питеравто» пришлось приглашать из других городов. И по приезду в Новокузнецк они не лучшим образом ориентировались как на местных улицах, так и на площадке размещения автобусов. Всё это тоже сказывалось. И в том числе из-за этого по интернету потом «гуляли» видео, где пассажиры указывали водителям, куда надо ехать.
— Какой была доля иногородних водителей по состоянию на 18 ноября 2020 года?
— Около 90%. Примерно 550 из 600. Понимаете, когда «Питеравто» объявляло набор водителей в Новокузнецке за несколько месяцев до реформы, в городе физически не было, условно говоря, нескольких сотен свободных водителей, которые могли бы сразу отозваться на приглашение организации. Несколько десятков были — их и наняли. А большинство водителей города тогда еще работали у предыдущих перевозчиков, которые обслуживали местные маршруты до транспортной реформы, до «Питеравто».
— Нельзя ли было организовать их быстрый переход от прежних работодателей в «Питеравто»?
— В полной мере — точно нет. Дело в том, что не все водители вообще были согласны перейти в компанию из Санкт-Петербурга. А те, кто переходили, устраивались в «Питеравто» с 18 ноября и позднее. При этом сразу же допускать их к управлению автобусами в «Питеравто» не могли. Каждому водителю сначала нужно было оформить все необходимые документы, пройти проверки, медобследование, стажировку и прочие шаги. Всё это занимало около недели. Так что у перевозчика, в общем-то, не было другого выхода, кроме как на первое время пригласить людей из других городов и регионов. В результате приехали водители из Москвы, Санкт-Петербурга, Сочи, Волгограда и не только.
— Каково соотношение между новокузнецкими и приезжими водителями сейчас?
— Сейчас подавляющее большинство водителей автобусов в Новокузнецке — местные. Иногородних, которые остались с 18 ноября и до настоящего времени, единицы. Да и они, можно сказать, уже осели здесь и вполне могут считаться новокузнечанами.
О наказании «Питеравто»
— Почему городские власти заранее не пришли на базу «Питеравто» и не устроили проверку готовности компании к первому дню работы? Почему, например, не потребовали показать, как перевозчик собирается выпускать на линию те самые 300 автобусов?
— Практически весь октябрь и ноябрь мы туда приходили и осуществляли этот надзор. Видимые причины для серьезного беспокойства не проявлялись. Перевозчик заверял, что он успешно реализовывал и более глобальные проекты, и что в Новокузнецке всё пойдет как надо. К сожалению, по факту на начальном этапе реформы получилось как в анекдоте — «ну не смогла».
— К «Питеравто» были применены какие-либо санкции?
— За нарушения условий контракта между мэрией и компанией-перевозчиком предусмотрены штрафы. Они выносились и по итогам ноября 2020 года, и в последующие месяцы. Точные суммы не подскажу, но они весьма солидные.
— Речь о сотнях тысяч рублей?
— Сто тысяч — это размер штрафа за одно нарушение. Так что в итоге выходят миллионы рублей.
— Спустя какое время и как удалось снять самые острые проблемы?
— В первые дни руководители и сотрудники транспортных департаментов мэрии и областной администрации практически круглые сутки находились на площадке «Питеравто», координировали решение разных технических вопросов, доносили до руководства предприятия, почему нужно сделать так, а не иначе. К счастью, нас слышали, и перевозчику постепенно удавалось наладить процессы. Я думаю, основная острота спала в течение двух недель, а окончательно ситуация стабилизировалась примерно через месяц.
О «штурме» мэрии и итогах первого года
— Резонансным событием начального периода реформы стал так называемый «штурм» мэрии. Вытесненные «Питеравто» перевозчики, а также недовольные пассажиры два дня подряд занимали главный зал администрации Новокузнецка и просили вернуть прежнюю систему автобусных перевозок. Также они требовали отставки причастных к реформе должностных лиц. Как вы оцениваете ту ситуацию?
— Таким на тот момент было волеизъявление этих граждан, если так можно выразиться. Вообще, на мой взгляд, среди этих людей было очень немного именно недовольных горожан-пассажиров, а основную массу составляли руководители и сотрудники компаний-перевозчиков, которые утратили право перевозить пассажиров в ходе реформы. Это объяснимо, терять работу никому не нравится. Тем не менее, я думаю, демонстрируемый тогда градус протеста в немалой степени был срежиссирован, подогрет искусственно.
— Протестующие просили о возможности переговорить с несколькими конкретными людьми, причастными к реформе, в том числе с вами. Почему вы не вышли к ним?
— Объяснение очень простое — в тот период у меня было крайне много работы. Стоял выбор — заходить в зал к протестующим и становиться объектом для выплескивания негативных эмоций либо предпринимать конкретные действия для решения имевшихся тогда проблем с автобусными пассажирскими перевозками. Я выбрал второе.
Кстати, со многими из участников «штурма» я спустя некоторое время не раз общался, причем совершенно нормально. А на тот момент — не думаю, что он у нас мог бы получиться конструктивный диалог. Настрой у протестующих был совершенно очевидный — на демонстрацию негатива. Я сам человек вспыльчивый, допускаю, что в какой-то момент мог бы не сдержаться и ответить что-то в подобном ключе. В этом не было бы ничего хорошего. В общем, я и тогда считал, и сейчас считаю, что поступил правильно.
— С начала реформы прошел год. Всё ли сейчас в автобусных пассажирских перевозках Новокузнецка работает как надо?
— В основном да. Отдельные шероховатости, конечно, остаются, при таких масштабах от них никуда не уйти. С ними разбираемся в рабочем порядке. Наверное, главная проблема, которая остается на повестке сегодня — по-прежнему достаточно большое число безбилетников. Как вы знаете, после реформы кондукторов в автобусах не стало, и некоторые недобросовестные люди этим пользуются, принципиально не оплачивают проезд.
Проблема постепенно решается за счет разъяснительных мероприятий, работы контролеров, рейдов с полицией, которые мы организуем время от времени. Сейчас доля безбилетников от общего числа пассажиров оценивается в 30–35% (до этого на самом худшем этапе их было 55–60%). Штраф за проезд без оплаты сегодня составляет 500 рублей, что довольно-таки чувствительно бьет по нарушителям, учитывая, что стоимость проезда составляет 20 рублей. Я думаю, сумму взыскания вполне можно поднять до 1000–1500 рублей, это бы еще больше дисциплинировало граждан.