Образование Интервью о проблемах в образовании интервью Развитие науки, проверки в школах и университетский город в Кемерово: интервью с зампредседателя правительства Кузбасса

Развитие науки, проверки в школах и университетский город в Кемерово: интервью с зампредседателя правительства Кузбасса

Елена Пахомова рассказала, возможно ли сделать школьное питание бесплатным для всех классов

Елена Пахомова рассказала, что дистанционка в 2020 году позволила одиннадцатиклассникам лучше подготовиться к ЕГЭ

В середине июня в Кузбассе впервые прошла международная конференция EdCrunch Kuzbass. Для участия в ней на площадке ледового дворца «Кузбасс» собрались педагоги региона, представители Минпросвещения и эксперты в различных областях. Они обсуждали проблемы в сфере образования и пути их решения. О них же мы поговорили с заместителем председателя правительства Кузбасса по вопросам образования и науки Еленой Пахомовой. Мы обсудили защищенность школ, питание учеников, зарплату педагогов, влияние дистанционки на качество образования. Также в разговоре с NGS42.RU зампред рассказала, что изменится для студентов после выделения сферы науки и высшего образования в отдельное министерство.

«Трагедия в Казани связана не только с безопасностью школ»


С 12 мая по требованию губернатора Кузбасса во всех образовательных, культурных и спортивных учреждениях региона прошли проверки на соблюдение требований безопасности. Причиной этого стала трагедия в Казани. Там утром 11 мая вооруженный 19-летний Ильназ Галявиев открыл стрельбу в гимназии № 175. В результате погибло 9 человек: 7 детей и два педагога.

Елена Пахомова рассказала, что проверки в кузбасских школах проводила межведомственная комиссия, в которую вошли органы внутренних дел.

— Почему это правильно? Потому что когда человек в форме, то к нему немного другое отношение и, может быть, больше внимания уделяется словам, которые он говорит. Комиссия все проверила, сделала замечания, сейчас наши учреждения их устраняют. Уточню, что особо критичных замечаний не было.

Невозможно сделать учреждение абсолютно закрытым. Мы же прекрасно с вами понимаем, что здесь надо смотреть прежде всего на условия получения оружия. И я восхищаюсь мужеством казанских учителей. Герои. В должностной инструкции учителя, воспитателя не прописана функция защиты ребенка, но они считают это своим долгом. Потому что относятся к своим воспитанникам как к родным детям.

— Какие именно нарушения нашли в Кузбассе? Они связаны с тем, что в качестве охраны в школах сидят пожилые люди?

— Иногда бабушки и дедушки в качестве охраны не есть плохо. Иногда они лучше знают своих учеников. Где-то присматривают, где-то сразу говорят, что этот мальчик пришел, а этот — не пришел. Даже замечания делают. Не всегда охранник из специальной организации может уделить внимание ребенку. В некоторых случаях даже бывает, что бабушка даст фору любому оперативнику. Но в любом случае мы понимаем, что должна быть система защиты. На вооруженную охрану не хватает средств, чтобы Росгвардия зашла и везде занималась охраной школ. Если будет принято такое решение на уровне федерации, то мы будем благодарны, потому что это требует дополнительного серьезного финансирования.

Замечания были, конечно, в первую очередь по поводу того, кто охраняет. Затем были замечания по поводу ограждений, хотя у нас все ограждения по периметру приведены в порядок. В связи с тем, что еще была ситуация с ковидом, было несколько входов в школу. Но во время проверок эпидситуация была стабильная, поэтому вернули везде один вход.

— В начале июня из резервного фонда Министерству образования Кузбасса было выделено 44,7 млн рублей «на обеспечение антитеррористических мероприятий по инженерно-технической укрепленности объектов образования, расположенных на территории Кемеровской области». Это связано с прошедшими проверками?

— Да, это связано с проверками, а также с требованиями к антитеррористической защищенности образовательных объектов. Учреждения будут дооснащены техническими средствами охраны, также будет проведена модернизация систем видеонаблюдения, систем контроля управления доступом.

«Все пищевые пристрастия невозможно реализовать в школе»


В прошедшем учебном году в Кузбассе впервые школьное питание было бесплатным для всех учеников начальной школы. По словам Елены Пахомовой, это дало возможность уравнивать возможности всех детей. Причем не только внутри школы, но и в целом по региону — меню было единым для абсолютно всех школ.

Однако с 1 сентября по 30 декабря 2020 года родители 300 раз жаловались на школьное питание. В региональном Минобразования нам поясняли, что в основном кузбассовцы сообщают о не очень горячих школьных обедах, невкусных блюдах, однообразном питании и маленьких порциях. При этом родители отмечали, что полностью довольны тем, как организовано питание учеников начальных классов.

— Меню у нас составлено с соблюдением всех требований Роспотребнадзора. Конечно, единственное, что мы не проверяем, — насколько теплое это блюдо. Иногда бывает, что учителя чуть задерживают на перемене. Плюс ко всему прочему усилилась нагрузка на наших поваров за счет того, что из-за ковида дети едят в разное время.

На протяжении всего учебного года я сама выезжала, разбиралась с каждым замечанием. Жалобы где-то обоснованные, где-то нет. Было замечание, например, что в мясе бумагу нашли, потом выяснилось, что ребенок сам положил эту бумагу, сфотографировал, выслал родителям. Где-то положили рыбу, там, естественно, невозможно каждую косточку выбрать, заметили родители, разбирались с этим.

Из-за пандемии коронавируса в кузбасских школах осталось 2–3 комплекса питания

Конечно, у родителей всегда возникают вопросы, и мы по этому поводу проводили не одно собрание, рассказывали, как организовано питание, отвечали на вопросы. Тем более у нас есть Центр управления регионом, где отслеживают все жалобы, которые поступили, все замечания, которые есть.

Был момент, когда спрашивали родителей по поводу витаминизированного напитка. Кому-то он чересчур сладкий, кому-то недостаточно. Понимаете, мы все с разными вкусами, у нас у каждого есть свои пристрастия. И эти все пищевые пристрастия невозможно реализовать в школе. У нас хорошее, соответствующее необходимым нормам питание. И оно правильное, потому что в основном мы готовим в пароконвектоматах.

— А возможно, что в будущем питание бесплатным будет для всех школьников, не только для младших классов?

— С одной стороны, это было бы, наверное, здорово. А с другой — давайте мы не будем государством полностью заменять родителей. Это же нормально, когда ты заботишься о своем ребенке. Тем более что мы сейчас вводим биллинговую систему в питании, когда ты можешь положить деньги на карту ребенка и видишь, что и сколько он съел.

Потому что невозможно, особенно когда дети подросли, организовать всем одинаковое питание. Если раньше в Кемерово у нас доходило до 7 видов различного питания, это и фитнес-питание, и белковое, и вегетарианское, то сейчас с пандемией это невозможно реализовать. Сейчас осталось 2–3 комплекса. Поэтому сейчас я бы не стала настаивать на таком. Ну, и забота родителей должна чувствоваться.

Даже если в начальной школе возникают вопросы по питанию: этому нравится, этому нет, этому вкусно, этому невкусно, то представляете, что будет в средней или старшей школе?

Хотя у нас во многих муниципалитетах и с нашей стороны есть поддержка детей из малообеспеченных семей, многодетных.

«В Советском Союзе мнение не спрашивали»


18 июня губернатор Кузбасса Сергей Цивилёв подписал распоряжение об обязательной вакцинации некоторых категорий граждан. В первую очередь вакцинироваться должны лица, которые относятся к приоритету первого уровня. Это работники медицинских организаций, образовательных организаций, организаций соцобслуживания, работники многофункциональных центров.

— Это наша безопасность. Я сама лично привилась в числе первых вместе со своим коллегой Алексеем Цигельником, который курирует как раз и здравоохранение, и социальную защиту. Мы приняли такое решение и поставили 9 декабря 2020-го первую прививку, а 30-го — вторую. Я прекрасно перенесла вакцинацию, не было осложнений, температуры. Я провела это в рабочем режиме, потому что сразу после прививки села в самолет, улетела вечерним рейсом в Москву на совещание. Был дискомфорт именно в месте инъекции: рука поболела день — и всё.

Поэтому я всем рекомендую привиться. Тем более что родители все взрослые, бабушки, дедушки, мы все родом из Советского Союза, а там не спрашивали наше мнение и всех прививали. И может быть, именно поэтому у нас не такая большая волна заболеваемости среди возрастных людей. А сейчас очень много болеет молодежь, поэтому мы рекомендуем студентам прививаться.

— А как воспринимают вакцинацию педагоги и студенты?

— Наверное, как и в любом обществе, есть те, кто поддерживает, и те, кто не поддерживает. Образование — самая передовая сфера, у педагогов много знакомых в сфере здравоохранения, много своих мыслей, все читают интернет, и там тоже противоречивые рекомендации. Поэтому я считаю, что каждый, конечно, должен решать сам.

А во-вторых, прививки были всегда. Мы так спасались от чумы, оспы и других заболеваний. И я не вижу какой-то особой проблемы в том, чтобы прививаться. Поэтому всех убеждаю, что коллеги, если нужно сохранить наше общество здоровым, необходимо сделать прививку.

Елена Пахомова говорит, что не чувствовала после прививки никаких побочных эффектов

«Справились, но не хотелось бы повторения»


Весной 2020 года из-за пандемии коронавируса всю четвертую четверть школьники учились в режиме онлайн. Осенью того же года ситуация повторилась, но уже на более короткий срок: во время подъема заболеваемости власти приняли решение перевести школы на дистанционку на месяц.

Сложнее всего онлайн-обучение давалось начальным классам, первоклашкам. Но и в средней, и в старшей школе были свои проблемы. Это, например, отсутствие техники, нестабильный интернет. Однако, по словам Елены Пахомовой, с этими проблемами помогли справиться различные региональные программы.

— Конечно, на качество образования, на мой взгляд, дистанционка повлияла. Потому что дистанционное образование никогда не заменит очное обучение. Но тем не менее мы постарались сделать всё, что возможно. У нас работала «Цифропомощь», подключились неравнодушные кузбассовцы, многие отдавали свою лишнюю технику для того, чтобы школьники и студенты могли учиться. Помог нам и Совет по вопросам попечительства в социальной сфере Кузбасса.

Проблемы возникали там, где два или три школьника, а семья не имеет возможности приобрести дополнительно какую-то технику. В рамках «Цифропомощи» 360 многодетных семей получили комплекты техники. Во временное пользование от школ и муниципалитетов технику получили 1157 школьников и 1719 педагогов. Это мы говорим только про школьников, не считая студентов, которым была оказана такая же помощь.

И у нас весь период дистанционного обучения работал «Цифросовет». Там была единая телефонная горячая линия, куда можно было позвонить родителям или педагогам, спросить совета, школьники могли получить консультацию.

Использовали региональную платформу «Электронная школа 2.0». Мы ее доработали и усилили, чтобы она выдерживала все нагрузки. Большинство школ работало на этом ресурсе.

И мы помним наши всекузбасские родительские собрания, первое из которых вел сам губернатор Кузбасса Сергей Цивилев.

На сегодня большой плюс прошедшей дистанционки в том, что появилось много материала — интересных лекций учителю в помощь, которые были сформированы на уровне Министерства просвещения России.

Конечно, без интернета было очень сложно заниматься, были и такие случаи. Поэтому была у нас еще практика, которая называется «Школьный десант»: сами педагоги выезжали в отдаленные поселки, проводили занятия с учениками в клубах с соблюдением всех мер.

Справились, конечно, но не хотелось бы повторения этого. Но это прогресс. Сейчас мы живем в цифровом мире. То есть что-то раньше можно было узнать, только придя в школу, учитель раньше был носителем информации, он открывал мир. Сейчас он является скорее навигатором в большом информационном потоке.

«В 2020 году качество ЕГЭ было выше»


В 2020 году выпускники школ, которые не собирались поступать в вузы, могли не сдавать ЕГЭ. По словам зампредседателя правительства Кузбасса, это позволило тем школьникам, которые собирались получать высшее образование, провести экзамен с соблюдением всех требований как Роспотребнадзора, так и Минпросвещения.

— Я считаю, что сравнивать результаты 2019-го и 2020 годов не совсем корректно. Хотя в 2020 году вообще в регионе результаты экзаменов выше: в прошлом году 102 выпускника набрали на ЕГЭ максимальное количество баллов. А в 2019 году их было 78. Из них 54 выпускника в Кузбассе получили высший балл по русскому языку, в 2019-м — 33. 100 баллов по математике набрали 4 человека в 2020 году, в 2019-м — 3.

При этом выпускник новокузнецкого Лицея № 84 им. Власова сдал на максимальное количество, 100, баллов 3 экзамена: русский, историю и обществознание. 5 выпускников набрали 100 баллов по двум предметам.

Конечно, 100-балльники по двум предметам — это не новость для Кузбасса. Но тем не менее в прошлом году ребята были очень сконцентрированы на результате. И дистанционное обучение в какой-то степени этому поспособствовало. Особо ведь нигде не погулять, дополнительных занятий не было, на танцы уже не сходишь, потому что были ограничения. И поэтому ребята активно занимались. Но и в этом году ребята уже хорошо начали сдавать экзамены. Чуть хуже сдали химию по количеству 100-балльников, но очень хорошо сдали литературу.

В 2020 году в Кузбассе было 102 стобалльника

Ребята настроены на то, чтобы хорошо сдать единый государственный экзамен, понимая, что это дает возможность поступления практически в любой вуз.

Окончательные итоги ЕГЭ 2021 года по всем предметам пока не подведены. Всего в Кузбассе на данный момент 79 стобалльников. 27 выпускников сдали на высший балл ЕГЭ по русскому языку, 24 — литературу, 9 — физику, 6 — историю, 5 — химию, 4 — географию, 4 — обществознание. Выпускница лицея № 84 им. В. А. Власова города Новокузнецка Ульяна Штоль получила 100 баллов сразу по двум предметам: русскому языку и литературе.

«Престиж профессии учителя подняла пандемия»


По данным Министерства образования Кузбасса, в декабре 2020 году учителями в регионе работали 17 918 человек. При этом в сентябре 2020 года в школах оставалось вакантными 400 мест. А годом ранее было 323 вакансии. В министерстве тогда пояснили, что проблему нехватки учителей в школах решают за счет совместительства и участия региона в федеральных программах. Например, «Земский учитель».

Но до сих пор молодых педагогов в коллективах меньше, чем тех, кто отработал не один десяток лет.

— Педагог — это та профессия, которая не нуждается в профориентации. Мы же видим их каждый день, приходя в школу, понимаем, кто это. Профессия педагога не менее важна, чем врача, жаль только, что результаты можно будет увидеть только через 10–15 лет. И ошибка педагога тоже ощутима.

Конечно, очень важно, какой учитель придет к нам в школу, но работать в школе непросто. Поэтому немногие выбирают эту профессию.

Престиж профессии, не поверите, подняла пандемия в том числе. То, чего мы добивались различными программами, мерами социальной поддержки. Во время пандемии родители поняли, насколько сложно учителям, и они стали их больше ценить, просили вернуть детей в школу. Потому что родители, так скажем, оказались в роли учителей. И если они не могут объяснить, справиться с одним/двумя/тремя своими детьми, то представляете, как это сложно с целым классом!

Я сама учитель, преподавала математику. И я могу сказать, что с каждым годом дети всё сложнее. С одной стороны, они больше знают, они задают тебе вопросы, и учитель всегда должен учиться сам — новым методикам, новым направлениям. И, естественно, профессия непростая. Но с другой стороны, есть плюс. Я говорю: не обязательно идти во власть, можно пойти учителем в школу. И ты чувствуешь эту власть над классом, над учениками. Не в плохом смысле, а в хорошем. Когда они поняли, у тебя идет отдача. Каждый раз ты выходишь, рассказываешь новый материал и понимаешь, услышали тебя или нет. Поэтому всем так не хватало живого общения во время пандемии.

Но вообще у нас есть целая программа — «Учитель Кузбасса», «Земский учитель» второй год у нас действует. И к нам приехали по этой программе 39 педагогов. Это и Новосибирская, Томская, Московская области, Алтайский край, Красноярский, Краснодарский, республики Алтай, Дагестан, Тыва, Хакассия. В этом году ждем еще 35 учителей.

Второе — мы возобновили работу педагогических классов. Детям, которые проявляют способности — и видно, что они могут стать педагогами, дают методики различные, они как равный равному рассказывают какие-то темы.

Еще у нас есть набор по целевому направлению, когда муниципалитеты говорят, что нам нужен учитель, студент заключает договор и потом работает на этой территории. В прошлом году так поступило уже 70 человек.

И я думаю, что потихоньку так мы будем омолаживать коллективы. В то же время у нас для молодых педагогов, которые приходят работать в школу, идет надбавка 7 тысяч рублей, за классное руководство — региональные 3 тысячи и еще 5 тысяч федеральных.

Но у нас еще есть наставники, которым мы доплачиваем 5 тысяч рублей за то, что они сопровождают молодого педагога. Потому что опытных педагогов терять нельзя: они знают, как подойти, как дисциплину держать. Они подскажут это молодому педагогу. А в то же время молодой специалист может подсказать стажисту, где и как информационные технологии применить. Потому что у нас школы на самом деле сейчас уникальны. Зайдите в любую школу из губернаторского проекта «Моя новая школа». Я считаю, что это самый эффективный проект. Потому что школа, имеющая традиции, обретает новую жизнь.

По словам зампредседателя правительства Кузбасса, пандемия подняла престиж профессии учителя

И таких школ у нас уже 28, когда сохраняются традиции, когда тот же коллектив работает и ученики и педагоги приходят в обновленное здание. Не просто здание обновляем, а проект делаем с учениками, родителями, педагогами. Например, у нас есть Елыкаевская школа, там три тира. А еще есть проект «Современная школа», когда объединяем и детский сад, и допобразование, и школу.

— Симбиоз, когда в одном месте существуют детский сад или дошкольное образование какое-то и школа, помогает детям и учителям?

— Конечно помогает. Дети уже понимают, куда они идут, уже знакомятся со своими учителями. И детям проще адаптироваться. Они практически в полном составе группы, только перешли в другое здание. Поэтому сейчас эти комплексы, которые объединяют детский сад и школу, очень популярны.

К тому же это один директор и единый подход в управлении, методиках преподавания. И дополнительное образование важно. Именно поэтому у нас появляются новые школы, чтобы уменьшить количество тех, где есть вторая смена. Чтобы была школа полного дня, когда ребенок может заниматься своим любимым хобби, потому что для этого созданы все условия.

«Учителя уже и не могут работать на 18 часов»


— Многие учителя жалуются на зарплату. Вы говорили про надбавку молодому специалисту, но она действует всего пару лет. И после зарплата сразу падает.

— Здесь речь идет о том, чтобы молодой педагог за первые годы работы смог получить определенный разряд. Это идет как стимулирование: ты молодой, ты должен идти вперед и добиваться каких-то результатов.

Мы рекомендуем сейчас директорам школ приезжать в вузы на 2–3-м курсах и забирать студентов — пусть они приезжают на каждую практику: педагогическую, просто ознакомительную. Наверное, молодым и классное руководство проще брать.

У нас созданы центры психолого-педагогической поддержки, потому что без этого невозможно. Их у нас сегодня 14 в Кузбассе, работают на базе центров психолого-педагогической помощи здоровья и развития личности в разных муниципалитетах. Помощь нужна не только молодому педагогу, но и стажисту, который отработал много лет. Потому что педагоги, к сожалению, выгорают.

И я хочу сказать, что заработная плата средняя у нас по данным Министерства образования Кузбасса за январь — апрель 2021 года составила 42 556 рублей.

Но мы же понимаем, что это не на одну ставку, это в среднем 1,5 и выше. И это не связано с нехваткой учителей: на 1 сентября, несмотря на нехватку, всё равно идет полная комплектация.

Конечно, у кого-то нагрузка чуть выше. Но мне кажется, что учителя уже и не могут работать на 18 часов, потому что все время себя нагружаешь и нагружаешь. Наверняка было бы идеально, если бы такая зарплата была на одну ставку, но тогда, наверное, пришлось бы пересматривать и остальные подходы к учителю, чтобы он и дополнительным образованием занимался. Хотя и так нагрузка на учителей серьезная — в плане того, что много бумажной работы, на что учителя жалуются.

Министерство науки и высшего образования: зачем нужно


15 марта 2021 года председатель правительства Кемеровской области Вячеслав Телегин подписал постановление о создании нового Министерства науки и высшего образования Кузбасса. Как было сказано в документе, министерство образования и науки должно было передать новому министерству полномочия в сфере науки и высшего образования. А Департамент инвестиционной политики и развития предпринимательства Кузбасса — полномочия в сфере инновационного развития. Елена Пахомова объяснила, почему потребовалось выделить науку и высшее образование в отдельное министерство.

— Дело в том, что в 2018 году Сергей Евгеньевич (Цивилев. — Прим. ред.) поставил задачу войти в первую пятерку научно-образовательных центров. На тот момент я сказала, что это невозможно. Томск, Новосибирск — у них наука на высоком уровне. Он сказал: «Мы войдем в первую пятерку». И мы в нее вошли!

Что такое научно-образовательный центр? Это взаимодействие промышленности, всех наших индустриальных партнеров, с вузовской наукой и образованием, которое готовит специалистов, в ком нуждается наша промышленность. Это взаимодействие с наукой, которая должна разрабатывать ровно те проекты, которые нужны нашим предприятиям. И здесь треугольник Лаврентьева доработали до тетраэдра, потому что без власти это невозможно. Когда при поддержке власти идет это развитие, нужны дополнительные силы. И сейчас идет перезагрузка вузов в хорошем смысле этого слова.

Поменялись ректоры — был избран новый ректор в Кузбасском государственном техническом университете им. Горбачева, избран новый ректор в Сибирском государственном индустриальном университете в конце прошлого года.

И на сегодня всем, кто работает в сфере высшего образования, поставлена задача стать конкурентоспособными для вузов Томска, Новосибирска, Красноярска и так далее. Потому что лучшие дети у нас уезжают, и мы это понимаем. Поэтому для того, чтобы в регионе были новые проекты, были новые высокотехнологичные рабочие места, нужно людей заинтересовывать.

Я недавно по поручению губернатора вручала родителям Вадима Санникова заслуженную награду. Потому что без родителей этот мальчик не стал бы победителем в «малой нобелевской олимпиаде», как ее называют. А подготовил его преподаватель, который работает у нас в КузГТУ, Владислав Немов. Это стало возможным после открытия на базе университета центра «УникуУм» Фонда Андрея Мельниченко. Вот она, связь.

Кемеровский 11-классник Вадим Санников в конце мая 2021 года победил в крупнейшем конкурсе исследовательских и инженерных проектов школьников Regeneron International Science and Engineering Fair (ISEF). Он стал первым за последние 20 лет победителем из России. Вадим представлял свой проект по изучению электромиографических сигналов (регистрация электрической активности мышц) тела человека в различных условиях окружающей среды. Он создал программно-аппаратный комплекс распознавания движений кисти. За победу он получил медаль и премию — 5 тысяч долларов.

А таких ребят, победителей международных и российских конкурсов, у нас достаточно. У нас прекрасно работают «Кванториумы», Президентское кадетское училище, «Сириус.Кузбасс». До конца этого года «Сириус» заселится в свое новое здание.

Новое здание для регионального центра выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи «Сириус.Кузбасс» строится в селе Елыкаево (Кемеровский район). Изначально объект должны были сдать в 2019 году. Однако из-за изменений в проекте срок окончания реконструкции несколько раз сдвигался.

Чтобы управлять этими проектами, продвигать их, нужны отдельные люди. Нужно совместно с бизнесом создавать новые технологические места и стартапы. В этом вижу в том числе задачу Министерства науки и высшего образования.

Елена Пахомова объяснила, что Министерство науки и высшего образования нужно для того, чтобы из Кузбасса перестали уезжать абитуриенты и студенты

Вузам нужно выигрывать гранты, привлекать средства. Выиграл грант, например, КемГУ — появился прекрасный Институт цифры, который работает и зарабатывает на себя. И я думаю, что, когда к нам поедут учиться, это будет уже отличным результатом министерства. Первое — не уезжают наши, здесь им интересно, а второе — начинают приезжать к нам. У нас много амбициозных проектов по этому поводу. Мы хотим создать университетский город в Шерегеше для того, чтобы это было не просто приехал, покатался и уехал, а чтобы приехал, погрузился и в научную среду, и занялся горными видами спорта.

— А сроки у проекта есть? И у другого не менее амбициозного проекта — «Университет 4.0»?

В середине февраля на открытии Клуба АСИ в Кузбассе ректор КемГУ Александр Просеков представил проект «Университет 4.0». Это открытая территория для всех, кампус, где живут и учатся. Проект, например, предусматривает современную поликлинику, где студенты-медики могли бы проходить практику и оказывать услуги населению.

— Сейчас мы занимаемся предпроектной документацией. У нас в рамках нашего научно-образовательного центра согласованы уже конкретные цифры. В городе Кемерово разрабатываем предпроектную документацию, чтобы это был университетский город. Это именно там, где сейчас строится культурно-образовательный кластер. И наша задача — не просто построить новое здание с инфраструктурой для ребят, а всю площадку, где у нас находятся сельхозинститут, Кемеровский госуниверситет, медицинский университет, институт культуры, преобразовать в университетский городок. Нам нужно место для студентов, где можно и потанцевать, и во что-то поиграть, и позаниматься наукой, и чтобы это было и на улице, и в помещении, и было открыто для всех. Конечно, КузГТУ удален немного, но тем не менее мы хотим поставить там межвузовский кампус. И дополнительно для студентов в первом приближении мы хотим построить общежитие на 3 тысячи мест, а во втором — еще на 2 тысячи. И это будут уже иностранные студенты. Мы хотим здесь создать межвузовскую международную среду для ребят, которые приедут к нам за новыми знаниями в области добычи и переработки полезных ископаемых, в области культуры, медицины, в области классической подготовки, сельскохозяйственных технологий.

Если мы хотим быть не просто средним регионом, а первым, мы никуда без науки и образования. Мы уже во многих вопросах первые. Мы провели EdCrunch, «Вектор детства» именно как форум, когда вся страна приехала к нам, и все уполномоченные по правам ребенка остались в полном восторге от того, что происходит в Кузбассе.

— А что нам вообще дают эти форумы? Есть ли в них смысл?

— Очень многое делается для того, чтобы привлечь федеральные средства. Это мы понимаем. Потому что люди, которые сюда приезжают, имеют определенное видение, возможности в помощи региона. В том числе уполномоченные по правам ребенка. Мы рассказали о том, что мы делаем. У нас много проблем, у нас и сирот достаточно, и 24 учреждения исполнения наказания в Кузбассе. Мы показали, как мы работаем с этим, показали, как развивается Кузбасс. У каждого из уполномоченных, которые поедут в свой регион, будет возможность внедрить у себя эти новые практики. Понимаете, режим онлайн хорош, экономит время. Но для того, чтобы познакомиться, нужно встретиться, пообщаться, нужно понять новое. Поэтому это очень важно.

EdCrunch — международная тема, международные спикеры выступали для наших педагогов. Некоторые муниципалитеты выехали в час ночи, чтобы быть вовремя. Они приехали рассказать о своем опыте и перенять чей-то. Подписаны соглашения с mail.ru, которые тоже дадут нам развитие и поддержку.

На «Вектор детства» приехало 6 министерств, это ведь тоже связи. Теперь у нас в каждом из министерств есть союзники, с помощью которых мы точно так же будем различные проекты внедрять.

Важно вкладывать в каждого человека и давать возможности. На EdCrunch приехали педагоги, которые участвуют в разных конкурсах, кому интересно расти. Мы попросили муниципалитеты отправить именно тех, кто захочет. У нас на EdCrunch было больше 2000 человек в зале, потому что кто-то зарегистрировался самостоятельно. Когда я пришла на площадку в «Сбербанк», там вместо 70 человек было 120. И я понимаю, что существует такая потребность. И через год-два мы увидим новые технологии, которые внедряются в наших школах, новые методики, которые внедряются в дошкольных учреждениях.

Нужно рассказывать о регионе, и тогда в регион пойдут потоки инвесторов, интересных людей, и это даст возможность развиваться нашим людям.

«Горняки нужны, но нужны горняки нового поколения»


В середине сентября 2020-го стало известно, что политех впервые за свою историю не смог набрать нужное количество студентов на бюджетные места. Как рассказали тогда NGS42.RU в Министерстве образования и науки Кузбасса, приём документов на обучение был продлен. В КузГТУ остались вакантными аж 304 бюджетных места. Самый большой недобор в главном отраслевом вузе Кузбасса был по специальности «горное дело». Спустя пару недель ректор Кузбасского государственного технического университета имени Т. Ф. Горбачева Андрей Кречетов покинул свой пост.

— Я думаю, что это связано ровно с одним — горняки нужны, но нужны горняки нового поколения, которые владеют не просто теми знаниями, которыми владели их отцы и деды, а именно новыми современными технологиями. И Алексей Яковлев, новый ректор КузГТУ, сказал: «У меня есть 5 лет для того, чтобы сделать это лучшим техническим вузом страны».

То же самое в СибГИУ. Сейчас его возглавляет уникальный человек, который 10 лет возглавлял наш Евраз. И он знает, что нужно промышленникам сейчас и какую подготовку студентов нужно вести.

Про Александра Просекова даже не буду говорить, он уже видит будущее и предполагает, кого нужно готовить. Но в то же время он понимает, что и история важна.

Мы затронули тему инженерной школы. Это когда для подготовки инженеров будут добавляться компетенции, которые нужны работодателю: это и робототехника, и IT. Чтобы это был не просто инженер, а инженер, владеющий современными технологиями, который может в дальнейшем идти и робототехникой заниматься, и в подземных сложных машинах разбираться.

Вообще в НОЦ у нас уже и вузы, и школы, и детские сады. Для того чтобы мы готовили новых специалистов, постигали профессии будущего. Многие профессии не будут востребованы в следующем десятилетии. И система образования, к сожалению, немного консервативна. Пока образовательные стандарты изменятся, много времени пройдет. Поэтому и делают дополнительные программы для того, чтобы был востребован выпускник.

Я понимаю наших школьников, которые хотят вырваться от родителей, думая, что там где-то будет что-то. Не всегда это так. Конечно, ребята могут поступать в любой вуз страны, но дом у них здесь, в Кузбассе. И я думаю, что, даже отучившись там, надо найти место здесь, дома.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
2
Читать все комментарии
ТОП 5
Мнение
Увез бабушку в госпиталь и продал квартиру. Три истории о том, как собственники теряли жилье
Екатерина Торопова
директор агентства недвижимости
Мнение
Супер-Маша и Кристина: в прокат вышел фильм «Не одна дома» с Миланой Хаметовой — почему его стоит посмотреть родителям
Алёна Золотухина
Журналист НГС
Мнение
Не хочешь — заставим: ответ депутату, который предложил закрепить законом статус «Глава семьи» за мужчиной
Екатерина Бормотова
Журналист оперативной редакции
Мнение
Супер-Маша и солдафон: в Кемерове начали показ фильма «Не одна дома» — почему его стоит посмотреть родителям
Алёна Золотухина
Журналист НГС
Мнение
«Lada — автомобиль, а "китаец" — автомобилесодержащий продукт». Крик души таксиста о машинах из Поднебесной
Анонимное мнение
Рекомендуем
Знакомства