Первую партию вакцины в Кузбасс доставили 7 декабря 2020 года. Через два дня началась вакцинация. Первыми «Спутник V» получили медики, педагоги, социальные работники и волонтеры. Всего в первой партии было 1000 доз.
Региональные чиновники тогда стали постепенно готовить население к вакцинации. Рассказывали, кому нужно поставить «Спутник», а кому — нет. В течение месяца от COVID-19 привились одни из самых медийных чиновников региона: министр жилищно-коммунального и дорожного комплекса Олег Ивлев, мэр Прокопьевска Андрей Мамаев, замгубернатора Кузбасса по промышленности, транспорту и экологии Андрей Панов, мэр Кемерово Илья Середюк, мэр Новокузнецка Сергей Кузнецов, мэр Осинников Игорь Романов, замгубернатора Кузбасса по вопросам социального развития Алексей Цигельник.
По состоянию на 21 января от коронавируса в Кузбассе были привиты 12 тысяч человек. В конце месяца в торговых центрах Кемерово появились пункты вакцинации. В регион стали поставлять большие партии вакцины. Но местные жители не спешили прививаться. И в июне 2021 года губернатор Кемеровской области Сергей Цивилёв подписал распоряжение об обязательной вакцинации некоторых категорий граждан. Перед предприятиями поставили задачу — провакцинировать как минимум 60% сотрудников. Первый компонент необходимо было поставить до 18 июля, а второй — до 18 августа. В первую очередь вакцинироваться должны были лица, которые относятся к приоритету первого уровня. Это работники медицинских организаций, образовательных организаций, организаций соцобслуживания, работники многофункциональных центров. И следующие несколько дней власти региона стали сообщать о рекордном количестве людей, которые привились от коронавируса.
Обязательная вакцинация вызвала новую волну негатива и недоверия кузбассовцев к властям. У людей по-прежнему остаются вопросы к этой процедуре, ее необходимости и безопасности. Мы попросили кемеровского врача анестезиолога-реаниматолога со стажем работы более 15 лет ответить на эти вопросы. Василий Жданов на пальцах объяснил, почему вакцинация необходима, а ревакцинация — это нормально.
Самым верным решением было бы вакцинироваться еще в первую волну коронавируса. Причина проста: чем дольше вирус гуляет в популяции не вакцинированных людей, тем больше он мутирует. Все мутации вируса направлены на одно — повысить его выживаемость. Вирус — самое древнее существо на планете. Он хочет победить нас, а мы хотим победить его. И чем дольше вирус гуляет от человека к человеку, тем более патогенные и наиболее смертельные его вариации формируются. Чем больше мы допускаем вот эту легкую прогулку вируса в популяции, тем более смертельным он становится. Когда большая часть населения привита, у вируса нет такой кормовой базы. У него просто даже чисто математически количество возможных мутаций снижается. Именно поэтому мы сегодня говорим о более смертоносных штаммах, чем те, которые были в начале пандемии. Есть индийский штамм, очень заразный — бразильский.
Отличие первой, второй и третьей волн коронавируса
Вторая и третья волны похожи друг на друга. Во вторую болели очень много молодых, так же, как и сейчас. А от первой они отличаются тем, что народ расслабился. Если осенью мало-мальски кто-то худо-бедно соблюдал эпидемиологические требования, маски носили, дистанцию соблюдали, то сейчас этого нет. Буквально сейчас вернулся из магазина: 2–3 человека вместе со мной в масках, а остальные спокойно разгуливают без масок. То есть, люди расслабились, люди не прививаются. Поэтому точно так же, как и во вторую волну, болеют очень много молодых. Но поскольку штаммы становятся более смертоносными, то и клиническая картина становится более стремительная, яркая. То есть, быстрее проявляются серьезные симптомы.
Основное отличие второй волны от третьей: при примерном схожем количестве заболевших изменилось процентное соотношение в сторону тяжелых форм. Если, грубо говоря, раньше из 100 поступивших в больницу у 10–15% пациентов ухудшалось состояние здоровья до реанимации, то сейчас это число изменилось раза в 2. Тяжелых форм стало больше из-за мутаций вируса. Раньше, в первую волну, не было такого, чтобы молодой человек без каких-то хронически сопутствующих заболеваний попадал в реанимацию. А сейчас — запросто. Попадает молодой человек в реанимацию без хронических болезней, болеет тяжело или крайне тяжело.
Вакцинация защитит от тяжелых форм. На сегодняшний день уже доказано, что большинство зарубежных вакцин и наши вакцины эффективны в плане защиты от тяжелых форм развития коронавирусной инфекции.
Как работает вакцина?
Она не дает 100% защиту. У вас всё равно будет вероятность того, что вы заболеете. Но если вы заболеете, вы будете переносить вирус гораздо легче, чем если бы вы не были вакцинированы. Не нужно думать, что вакцинация — это какая-то волшебная кнопка, на которую стоит надавить и пандемия прервется. Сейчас попадают в реанимацию люди, которые говорят: «Я вакцинирован». Я начинаю уточнять информацию. Оказывается, что человек в реанимацию попал спустя 5–6 дней после прививки. С точки зрения создания иммунитета он не вакцинирован. Да, он успел поставить вакцину, но иммунитет-то у него не успел сформироваться. После первого компонента должен пройти 21 день и после второго компонента столько же. И только эти 42 дня спустя будет сформирован иммунитет. Тогда можно считать, что человек вакцинирован. А если человек на 5-й, 10-й, 18-й день вакцинации попал в больницу — он не считается вакцинированным. В этом плане вакцина так не работает: поставили — и в защитном костюме. Организму нужно 42 дня для формирования иммунитета.
Коронавирусная пандемия не первая, которую пытаются победить с помощью вакцинации. Давайте вспомним полиомиелит, вспомним оспу. Это заболевания, которые были побеждены благодаря экстренной массовой вакцинации. Надеюсь, на этот раз также будет. То, что вакцина эффективна, я уже убедился на собственном примере и на примере своей семьи. Надеюсь, у людей хватит благоразумия, потому что то, что я наблюдаю сейчас — это какое-то мракобесие. Есть, конечно, крайние формы этого мракобесия. Например, когда говорят, что это чипирование. Это карикатурные формы. А есть псевдонаучное мракобесие. Это когда люди начинают рассуждать, что вакцина не до конца изучена. А коронавирус и его последствия изучены же уже? Мы второй год смотрим, как от него умирают.
Какие могут быть риски в вакцинации? Самый главный риск, который я вижу, — она окажется неэффективной. Иногда мне начинают рассказывать, что вакцинация вызывает аллергии. Простите, пожалуйста, но абсолютно всё, с чем мы соприкасаемся в жизни, начиная от растений и заканчивая продуктами, может вызвать у нас аллергию. Вы даже когда покупаете банальный безобидный йогурт, на нём написано, что при его производстве не использовалась соя и арахис, но полностью их наличие исключить невозможно. Почему указывается эта информация? Соя и арахис — сильнейшие аллергены. Пациенты говорят: «Я в первый раз проконтактирую с вакциной, я же не знаю, как мой организм отреагирует». Но подождите. Вы шоколад ели? Да. Арахис ели? Да. Бананы ели? Да. Но когда-то же вы их в первый раз пробовали. А ведь это одни из самых сильных пищевых аллергенов. Вы, когда их в первый раз пробовали, не задумывались, что можете умереть? От арахиса запросто можно умереть, например. Тоже самое с вакциной. Есть ли риск анафилактической реакции? Есть, но он микроскопический.
Зачем нужна ревакцинация?
А ревакцинация — это банальная ситуация абсолютно. Я, кстати, в августе пойду на ревакцинацию. Расскажу потом о своем опыте. Практически все существующие вакцины, с которыми мы сталкиваемся (за редким исключением), подлежат ревакцинации. Например, от столбняка, дифтерии нам ставят прививку, а потом через каждые 10 лет нужно ревакцинироваться. От полиомиелита, клещевого энцефалита, гриппа тоже ревакцинация есть. Это поддержание стойкого иммунитета. Не имеет значения, на каких платформах и как создана вакцина. Например, векторная вакцина «Спутник», или белковая вакцина «Эпивак», инактивированная вакцина «КовиВак» и так далее. Нет ничего нового ни в платформах, на которых создавались эти вакцины, ни в схемах вакцинации, ни в схемах ревакцинации. Почему народ сошел с ума, я, если честно, понять не могу. Все, кто сходит с ума, неоднократно вакцинированы различными вакцинами.
Если вы не ревакцинируетесь от кори или от гепатита В, во многих местах вас просто не допустят к работе. В детских учреждениях, например. Врач просто не даст допуск к работе. Это абсолютно нормальная ситуация — статья 78 трудового кодекса. Работодатель имеет право отстранить на неопределенное время сотрудника, если он работает в потенциально опасных условиях и от них не защищен. Этот трудовой кодекс и эта статья написаны давным-давно. Задолго до коронавируса. Почему сейчас-то у всех истерика началась из-за принудительной вакцинации? Так она добровольная. Просто если не вакцинируешься — сиди дома. Не выходи на работу.
Никто не сопротивляется, когда десятки тысяч медработников проходят различные ревакцинации. Люди не говорят почему-то, что это нарушение наших прав и так далее. Не понимаю, почему сейчас это возникло. Да, ситуация новая. В последний раз пандемия была 100 лет назад — испанка. Но тогда не было такой широкой возможности вакцинации. Сейчас-то у нас есть хорошие шансы не потереть 80–100 миллионов человек, как это было во время испанки. Мы можем избежать таких потерь. У нас есть эффективный инструмент — вакцина. Но мы от нее бежим как от огня.
Отметим, Василий Жданов — один из первых добровольцев, кто в декабре 2020 года привился «Спутником» от коронавируса. Кроме того, он рассказывал на NGS42.RU, почему вообще пошел на это. Полную колонку врача с ответами на вопросы о непроверенности вакцины, неэффективности и опасности можно прочитать здесь.
Ранее глава ковидного госпиталя рассказал, как переносят коронавирус непривитые пациенты. По словам Жданова, в реанимационном отделении по состоянию на 20 июля были заняты все 36 коек. Все пациенты были непривитые и в тяжелом состоянии.
Напомним, кемеровский врач анестезиолог-реаниматолог в январе этого года прославился на всю Россию. Василий Жданов спас ребенка в самолете во время рейса Кайко-Коко (Куба) — Москва. В полете его пациенткой неожиданно стала 6-летняя девочка. У ребенка случился анафилактический шок. Как рассказывает Василий Жданов, практически сразу после взлета девочка пожаловалась на боль в ноге. Родители дали ей половину таблетки «Пенталгина». Через 1 час после взлета у ребенка развилась клиника анафилактического шока (одышка смешанного характера, сыпь на теле, тахикардия, нитевидный пульс, спутанность сознания, психомоторное возбуждение). Жданов вместе с супругой, с которой проводил отпуск на Кубе, и гинекологом из Челябинска смогли спасти девочку. Самолет экстренно сесть не мог, потому что в этот момент пролетал над Атлантическим океаном.
Согласны с автором?