Власти Новокузнецка объявили, что с 1 февраля 2024 года популярный городской автобусный маршрут № 345 начнет обслуживать другой подрядчик. Как выяснял NGS42.RU, на смену компании «ПитерАвто» на востребованном направлении придет АО «ПАТП». Но он не единственный, кто возит пассажиров в Новокузнецке. В этом материале мы рассказываем обо всех организациях и предпринимателях, которые работают в сфере пассажирских перевозок южной столицы Кузбасса, а также какие доходы и штрафы они получают.
«ПитерАвто»
В 2020 году ООО «ПитерАвто» выиграло большинство тендеров на обслуживание новокузнецких автобусных маршрутов в рамках проводимой в городе транспортной реформы. По состоянию на февраль 2024-го компания из Санкт-Петербурга продолжает занимать доминирующее положение на городском рынке перевозок.
О ситуации лучше всего говорят цифры. По данным с сайта госзакупок, сейчас в Новокузнецке действует 41 автобусный маршрут, на обслуживание которых в ближайшие годы городские власти выделили 23,5 миллиарда рублей по 23 контрактам. «ПитерАвто» перевозит горожан по 31 маршруту, за что до конца 2030 года организации полагается 21,8 миллиарда (92,6% от общей суммы) рублей в рамках 12 контрактов.
Полный список автобусных маршрутов, на которых работает «ПитерАвто»
3, 4, 5, 6, 8, 11, 12, 13, 17, 19, 23, 25, 27, 28, 51, 53, 54, 56, 60, 63, 66, 67, 68, 70, 80, 81, 86, 87, 88, 89, 91
Работа «ПитерАвто» в Новокузнецке с самого начала сопровождалась скандалами и массовыми жалобами пассажиров. Со временем компания так и не сумела обеспечить бесперебойное обслуживание местных маршрутов. Ситуация регулярно обостряется в морозы, когда часть автобусов выходит из строя, а в некоторых — не работает обогрев салона, летом же при сильной жаре транспорт тоже ломается, а в части отказывают кондиционеры.
Проблема с недовыпуском автобусов на линию отражается в официальных претензиях к «ПитерАвто» от администрации Новокузнецка. С начала 2023 года только на двух маршрутах (№ 70 и 88) власти выявили 19 фактов нарушения условий муниципальных контрактов, за что потребовали от компании выплатить штрафы на общую сумму 6,6 миллиона рублей.
По данным сервиса «Контур.Фокус», ООО «ПитерАвто» образовано в 2003 году, компания зарегистрирована в Санкт-Петербурге. Ее нынешний гендиректор — Юрий Лыков. Занимается компания «деятельностью сухопутного пассажирского транспорта: перевозки пассажиров в городском и пригородном сообщении». Учредителем организации с долей 73,9% является Леонид Бондаренко, 25,8% принадлежит ООО «Автотранспортная Компания», еще 0,3% — ООО «Дарапти» (обе фирмы — из Санкт-Петербурга и фактически подконтрольны Бондаренко). По итогам 2022 года «ПитерАвто» показало выручку 3,5 миллиарда рублей при чистом убытке 542,5 миллиона.
Как писал NGS42.RU, в декабре 2023 года в Новокузнецке на фоне сильных морозов пассажиры в очередной раз массово жаловались в соцсетях на срыв расписания движения ряда маршрутов, которое выполняет «ПитерАвто», и долгое ожидание автобусов на остановках. Представители перевозчика и мэрии называли несколько причин транспортных проблем. Тем не менее в СК возбудили уголовное дело, об итогах расследования пока не сообщалось.
«ПАТП»
«Пассажирское автотранспортное предприятие» Новокузнецка, которое ранее специализировалось на пригородных, междугородних и межрегиональных перевозках, зашло на внутренние маршруты в начале 2023 года. Тогда организация выиграла тендер на выполнение поездок по маршруту № 7 до февраля 2024 года за 123,6 миллиона рублей. Затем «ПАТП» стало победителем еще одного аукциона на тот же маршрут, получив право возить по нему пассажиров до февраля 2025-го за 150,7 миллиона.
Второй городской маршрут в Новокузнецке компания получила относительно недавно, в декабре 2023-го, когда выиграла тендер на обслуживание популярного маршрута № 345 до марта 2029 года за 1,2 миллиарда рублей. Ранее на этом направлении работало ООО «ПитерАвто», однако перевозчика из Санкт-Петербурга местные власти убрали с маршрута после многочисленных нарушений условий перевозок.
С начала 2023 года в мэрии Новокузнецка направили «ПАТП» 10 официальных претензий по фактам несоблюдения требований контракта на работу на маршруте № 7. Как и в случае с предыдущим перевозчиком, в муниципалитете потребовали выплатить штрафы, впрочем, их общая сумма оказалась значительно меньшей — всего 2,6 тысячи рублей.
Согласно сервису «Контур.Фокус», АО «ПАТП» образовано в 2006 году, зарегистрировано в Новокузнецке, основной вид деятельности совпадает с «ПитерАвто». До октября 2021 года 100% компании принадлежало Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации Новокузнецка, затем информацию о владельце убрали из общего доступа. При этом в декабре 2023 года мэр Сергей Кузнецов сообщал о закупке автобусов для нужд «ПАТП». Гендиректором организации работает Герман Еременко. По итогам 2022 года общество отчиталось о выручке в 531 миллион рублей и чистой прибыли 5 миллионов.
ГК «Профи»
Группа компаний «Профи» организует перевозку новокузнечан по пяти городским маршрутам: № 18, 22, 24, 50, 65. Соответствующие контракты между фирмой и мэрией действуют до разных дат 2024–2026 годов, по ним организации полагается 214,8 миллиона рублей.
Работа на указанных направлениях не обходится для «Профи» без накладок. С начала прошлого года из-за нарушений условий перевозок по маршрутам № 18, 24 и 50 в администрации Новокузнецка выписали перевозчику восемь претензий со штрафами в общей сложности на 480 тысяч рублей.
По данным сервиса «Контур.Фокус», ООО «Группа компаний "Профи"» было образовано в 2011 году, основной вид деятельности совпадает с «ПитерАвто» и «ПАТП». Согласно сайту организации, оно предоставляет еще ряд услуг: техосмотр, автострахование, рекламу, помощь юриста и другие. По итогам 2022 года общество отчиталось о выручке 225,3 миллиона рублей и чистой прибыли 3,9 миллиона. Долей 75% в организации владеет Арстагец Кафьян, 25% принадлежит Льву Кафьяну. Последний также является собственником ООО «КТП», которое специализируется на производстве безалкогольных напитков (выручка в 2022-м 1,3 миллиона, чистая прибыль — 902 тысячи рублей).
ИП Потанин
Индивидуальный предприниматель Александр Михайлович Потанин был одним из немногих, кто, помимо «ПитерАвто», получил право обслуживать некоторые новокузнецкие маршруты с самого начала транспортной реформы. Бизнесмен до сих пор остается в отрасли и сейчас возит новокузнечан по трем маршрутам: № 2, 22 и 82. Его договоры с мэрией на работу на этих направлениях действуют до разных периодов 2024–2025 годов, их общая стоимость составляет 41,8 миллиона рублей.
Как и другие перевозчики, Потанин не смог отработать прошлый год без огрехов. За несоблюдение требований к обслуживанию маршрутов № 2 и 82 с начала 2023 года местные власти предъявили ему 27 официальных претензий со штрафами на 18,3 тысячи рублей.
Александр Потанин зарегистрировал ИП со специализацией на деятельности прочего сухопутного пассажирского транспорта в 2014 году. С того времени он выиграл 13 тендеров на оказание транспортных услуг на общую сумму 151 миллион рублей. Его другие финансовые показатели в «Контур.Фокусе» не раскрываются. Потанин также владеет клининговой компанией ООО «Инфинитолайт» (выручка в 2022-м 32,6 миллиона, чистая прибыль — 1,6 миллиона).
Что еще почитать:
Ранее мы публиковали интервью с одним из разработчиков транспортной реформы Новокузнецка Денисом Новохацким. В числе прочего он объяснил необходимость ее проведения и провал на начальном этапе.
В отдельном материале мы рассказывали о владельцах компаний разных сфер, работающих на рынках Новокузнецка и Кемерова, и об их доходах. В список вошли представители авиаотрасли, коммунальной сферы, фастфуда, общепита, компаний по производству алкоголя и других направлений бизнеса.