Кузбасс один из немногих регионов, где работают сразу два аэропорта. Ежегодно каждый из них обслуживает порядка 500 тысяч пассажиров. А сколько зарабатывают воздушные гавани и кто ими управляет? Разбираемся в финансовых тонкостях. Кстати, общий годовой оборот двух аэропортов превышает 2,5 миллиарда рублей.
Кемерово
Деятельность кемеровского аэропорта им. Леонова обеспечивает одноименная организация — «Международный аэропорт Кемерово имени Алексея Архиповича Леонова», гендиректором которой является Николай Тарануха. По данным с ее сайта, в 2023 году воздушная гавань столицы Кузбасса обслужила больше 470 тысяч пассажиров.
Согласно сервису «Контур.Фокус», в 2023 году, по сравнению с 2022-м, ООО «МАК им. А. А. Леонова» увеличило выручку с 775 до 814,5 миллиона рублей. При этом финансовые результаты его работы как были, так и остались отрицательными — чистый убыток вырос со 109,4 до 134,8 миллиона рублей.
За последние 12 месяцев компания выступила заказчиком разной продукции и услуг по 42 контрактам на общую сумму 122 миллиона рублей. Самый крупный из них — на проектирование нового пункта пропуска через государственную границу за 22 миллиона. Сам аэропорт за год оказал услуги всего по двум договорам на 224 тысяч рублей, сдав в аренду несколько помещений.
Доля 90% в ООО «МАК им. А. А. Леонова» принадлежит ООО «Новапорт Инвест». Это одно из юрлиц группы «Новапорт», управляющей 21 аэропортом в разных городах России, включая Кемерово, Новосибирск, Челябинск, Калининград и не только. «Новапорт», в свою очередь, входит в структуру инвестиционной корпорации AEON, подконтрольной миллиардеру из списка Forbes Роману Троценко, состояние которого оценивается в 2,8 миллиарда долларов. Троценко, напомним, в 2021 году прилетал в Кемерово на открытие нового терминала.
Основное юрлицо группы «Новапорт», ООО «Новапорт Холдинг» по итогам 2023 года отчиталось о выручке 630,4 миллиона рублей и чистой прибыли 9,3 миллиарда. В 2022-м аналогичные показатели составляли 579,3 миллиона и 6,8 миллиарда соответственно.
Долей 10% в кемеровском аэропорту владеет Светлана Рыбальченко, которую СМИ называли сестрой экс-президента холдинга «СДС» Михаила Федяева — сейчас его судят по делу о взрыве на шахте «Листвяжная».
Рыбальченко также контролирует ООО «СДС-Строй», ООО «Барзасский карьер», ООО «Кузбасская медиагруппа» и несколько других организаций.
Отметим, топливозаправочный комплекс кемеровского аэропорта функционирует в качестве отдельной организации ООО «ТЗК МАК», у которой те же самые собственники, что и у основного юрлица воздушной гавани. По итогам 2023 года комплекс показал 14,2 миллиона рублей выручки и 20,9 миллиона чистой прибыли (в 2022-м было 12,6 и 11,6 миллиона соответственно).
Как писал NGS42.RU, с 2022 года в аэропорту Кемерова проводят масштабный ремонт взлетно-посадочной полосы, рассчитанный на три этапа. Большую часть работ по первому этапу выполнили к январю 2024-го, второй и третий планируют завершить не позднее 2027 года. При этом финансирование следующих стадий ремонта пока не согласовано.
За последний год в аэропорту им. Леонова несколько раз по разным причинам приостанавливали прием самолетов. В том числе причинами становились погодные условия и дефекты взлетно-посадочной полосы. В марте в очереди на стойку регистрации в аэропорту скончался человек.
Новокузнецк
Новокузнецкий аэропорт им. Волынова в 2023-м опередил кемеровский по пассажиропотоку. В прошлом году в нем обслужили 534 тысячи человек.
Воздушными воротами центра южной агломерации управляет ООО «АэроКузбасс», генеральным директором которого работает депутат областного парламента Кирилл Ермаков. В прошлом году компании удалось улучшить финансовые показатели относительно 2022-го: выручка поднялась с 1,3 до 1,8 миллиарда рублей, чистая прибыль — со 149,4 до 289,7 миллиона.
За последние 12 месяцев аэропорт Новокузнецка приобрел продукцию и услуги по 152 контрактам на 1,4 миллиарда рублей. Больше всего в «АэроКузбассе» заплатили по одному договору за поставку топлива — 850 миллионов. Сама организация выступила поставщиком услуг по четырем контрактам на 2,1 миллиона. Столько компания заработала за передачу тепловой энергии и сдачу помещений в аренду.
ООО «АэроКузбасс» через двух промежуточных юрлиц (АО «Международный аэропорт Новокузнецк имени Бориса Валентиновича Волынова» и ООО «Аэросиб») фактически подконтрольно ПАО «Эн+ Груп», созданному миллиардером Олегом Дерипаски. Эта организация является одним из ведущих производителей алюминия в мире, в ее структуру входит компания «РУСАЛ», включая профильный завод в Новокузнецке. По итогам 2023 года «Эн+ Груп» отчиталось о выручке 22,5 миллиарда рублей и чистой прибыли 18 миллиардов (в 2022-м было 10,9 и 6,3 миллиарда соответственно).
Главным проектом новокузнецкого аэропорта последних лет является строительство нового терминала за девять миллиардов рублей, которое ведется с 2022 года. Изначально власти Кузбасса требовали сдать его к февралю 2023-го, однако затем сроки неоднократно сдвигались. Это среди прочего объясняли санкциями, необходимостью корректировки рабочей документации, недостатком специалистов на стройплощадке.
В феврале 2024-го в строящемся терминале произошел пожар, охвативший 300 квадратных метров. Вскоре после этого руководство аэропорта заявило, что его возведут до конца второго квартала того же года, но и в новые сроки уложиться не получилось. Следующий озвученный ориентир — середина ноября 2024-го.
Помимо этого, в аэропорту им. Волынова планируют в ближайшие годы реконструировать взлетно-посадочную полосу. В 2023-м компания объявляла тендер на разработку соответствующего проекта за 160 миллионов рублей. Предполагается, что одновременно с ремонтом полосу удлинят на 400 метров, что позволит воздушной гавани принимать более тяжелые самолеты.
В новокузнецком аэропорту, как и в кемеровском, за последние месяцы не раз происходили задержки и переносы рейсов и инциденты. В августе прошлого года самолет авиакомпании Nordwind со 140 пассажирами на борту выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы и повредил шасси. Люди тогда не пострадали. В декабре аэропорт больше суток не мог принять самолет из Санкт-Петербурга из-за штормового ветра, плохой видимости и состояния ВПП, не соответствующей нормам безопасности.
Что еще почитать:
Ранее мы рассказывали о владельцах компаний разных сфер, работающих на рынках Кемерова и Новокузнецка, и об их доходах. В список вошли представители транспортной и коммунальной сфер, фастфуда, общепита, компаний по производству алкоголя и других направлений бизнеса.
Все материалы нашей рубрики можно найти в специальном разделе.